РУССКИЕ НАПЕРСТКИ

RussianEnglish
Главная
Новости
История
Настоящее
Художники
Заводы
Промыслы
Музеи
Рабочие
Статьи
Литература
Библиотека
Иностранные
Коллекция
Хранение
Публикации
Об авторе
Ссылки
Приложение
Гостевая

Меховые сумки народов коми

    Меховые сумки были необходимыми вещами в хозяйстве коми-оленеводов. Такие сумки использовались во время кочевий для перевозки и хранения одежды, обуви, посуды, материалов для рукоделия. Размеры сумок зависели от назначения: крупные предметы хранились в так называемых патко — больших меховых баулах, мелкие (предметы для рукоделия) в маленьких патко (дзоля патко) и тучу. Патко и тучу различаются по форме: патко вытянуты горизонтально, Патко. Коми-ижемцы. XIX в. тучу — вертикально, хотя есть и сходство: оба типа сумок закруглены снизу, а также имеют одинаковый крой — верхнюю часть из ровдуги (замши из оленьей шкуры), нижнюю — из меха. Есть еще одно различие: падко завязывается кожаными шнурками, попарно пришитыми к ровдужному верху, а тучу закрывается затягиванием шнурка, продернутого в подшитый отворот верха сумки. К тучу обычно прикреплялись, привязанные кожаными шнурками, один или два игольника, которые представляли собой удлиненный кусочек меха на суконной подкладке; маленькая сумочка; расческа; копоушка; наперсток из кости (реже из металла).
Сумки патко украшались с лицевой стороны крупным мозаичным узором из кусочков разноцветного меха: шашечками, елочками, зигзагами, полукругами. Этот узор обрамлялся каймой с ленточным орнаментом из меха темного и белого цветов. Ленточный орнамент коми отличается от орнаментов других народов Северного Урала своей симметричностью (орнамент прочих народов — асимметричный). В швах сумки пропускались полоски яркого сукна.
Рассмотрим подробнее мозаичный узор патко: вся поверхность его разделена на нечетное количество вертикальных полос от трех до девяти. Полосы также разбиты на прямоугольники, квадраты, горизонтальные полоски. Цвета чередуются, получающийся узор симметричен, дополнительными украшениями служат копытца оленят, когти песцов и лис, а иногда раковины каури. Кроме больших патко изготавливались и маленькие (дзоля патко) для предметов рукоделия. Они украшались аналогично большим сумкам. Кстати, не все большие патко выглядели очень эффектно, некоторые из них шили из отходов, поэтому они смотрелись довольно скромно.
Гораздо больше нас интересуют сумочки тучу, которые служили для хранения принадлежностей Тучу для рукоделия. Тучу шили из меха оленя, взятого со лба: два куска меха (боковые стороны сумки) соединялись при помощи полосы замши или кожи, а сверху пришивался кусок ровдуги, который затягивался кожаным шнурком, закрыв таким образом сумку.
Декорировались тучу богаче, чем падко: более широкую лобную часть шкурки подрезали полукругом, а носовую — прямо, глазницы зашивались полосками контрастного цвета или орнаментальными лентами с простым зубчатым узором, сверху сумка украшалась орнаментальными бордюрами иногда с довольно сложными узорами, нижний овал обрамлялся ленточным орнаментом (зубчиком). В швах сумки имелись разноцветные каемки из сукна ярких цветов, а также кожаная или замшевая бахрома, на концах которой иногда прикреплялись копытца новорожденных оленят, напоминающие маленькие колокольчики — они звенели при потряхивании. Эти сумки, кстати, очень похожи на ненецкие, но их орнамент не так разнообразен: кроме простых элементов главным образом использовались три мотива: "простая голова", "оленьи рога" и "утиная лапка". Встречаются также сумки коми с изображением крупного орнаментального мотива в центре изделия (розетки). Очень интересны также сумки с изображением стилизованных зооморфных фигур, так называемых личин — юр (голова): медведь в жертвенной позе, "простая голова" (человека) — стилизованная в виде ромба на треугольнике или прямоугольнике, "голова оленя" — ромб с отростками. Встречаются изображения фигур оленя, а также "ящера" ("ящер" — образ человека-лося в пермском зверином стиле), некоторые мозаичные рисунки на сумках коми напоминают растяжку шкур животного, след зверя или птицы. Можно сказать, что зооморфные образы на сумках коми схожи с искусством пермского звериного стиля, хотя, конечно, в меховой мозаике образы более условны из-за трудностей техники шитья из меха.


Автор Ирина Сотникова

Использованные материалы:

Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. — М.: Наука, 1980.


При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на сайт "Русские наперстки" обязательна.




///   на главную  ///   следующая  ///   наверх  ///  

Rambler's Top100