РУССКИЕ НАПЕРСТКИ

RussianEnglish
Главная
Новости
История
Настоящее
Художники
Заводы
Промыслы
Музеи
Рабочие
Статьи
Литература
Иностранные
Коллекция
Хранение
Публикации
Об авторе
Приложение
Гостевая

У всякой пташки свои замашки

Окончание

    К началу XIX века наперстки имели широкое хождение в русском быту, являясь неизменным атрибутом монастырских и царицыных мастерских и значимой деталью костюма. Наперстки "работают" золотых и Русские наперстки серебряных дел мастера в Москве, Санкт-Петербурге, Устюге Великом. Их изготавливают "простыми" и из драгоценных металлов, украшают чернью, перегородчатой эмалью, аметистом, сердоликом...
    Назовем ставшие известными нам имена мастеров серебряного дела, изготовлявших наперстки: В Великом Устюге — Василий Романов, Илья Минеев, Николай Мотохов, Михаил Кошков; В Санкт-Петербурге — Андрей Астраханцев, Лев Булатов, Захар Волков, Василий Григорьев, Андрей Гудендарев, Иван Черкасов, Мирон Яковлев (русский серебряный цех) и Иоган Ропайн с учеником Карлом Тонсоном, Иван Берквист, Роберт Круг, Генрих Рюссель (иностранный цех) [7].
    Изготовлялись наперстки из драгметаллов и во Владикавказе. К сожалению, мне не известны имена владикавказских "наперсточников", а есть только фамилия скупщиков — "Наследники Запаловы" (они имели во Владикавказе мастерскую золотого, серебряного и ювелирного дела). Они-то впервые и представили шесть наперстков на Казанскую ремесленную выставку 1890 года по цене 80 копеек каждый. "Работы выполнены в кавказском стиле", — сообщалось в указателе выставки.
    Впрочем, наперстки в "кавказском стиле" изготовлялись и русскими мастерами, например в Санкт-Петербурге, на них даже ставилась надпись "Кавказ".
    С "белым пятном" в истории русского ювелирного наперстка мы встретились, как ни странно, в деятельностиРусские наперстки известной ювелирной фирмы К. Фаберже. Лишь в 1993 году появилось первое сообщение о трех наперстках фирмы, а в 1995-м — о наперстке мастера Г. Вигстрёма [8]. В начале XX века фирма изготовила "коммодик", парный к английскому несессеру второй четверти XVIII века, в состав которого входили ножницы, ножик, игольник и предметы личного туалета. Но наперсток среди них назван не был. (Можно только предположить, что наперсток был частью игольника.)
    В советское время, особенно вначале, наперстки изготовлялись по дореволюционным образцам.
    Золотые и серебряные наперстки русской работы, в том числе советские, несомненно, такое же произведение ювелирного искусства, как и часто упоминаемые в литературе ювелирные пуговицы, запонки, женские украшения. Не только пользование, но и рассматривание ювелирных наперстков доставляет истинное наслаждение. Остается лишь сожалеть, что даже особые ("золотые") кладовые наших известных музеев, за небольшим исключением, не могут похвастаться такими экспонатами. Наперстки не стоят под увеличительным стеклом в витринах отечественных музеев.
    Давайте разглядим наперсток через символическое увеличительное стекло. Он состоит из трех частей: Основание, тулово, вершина, на которой размещаются лунки (ямки), их форма и расположение всегда различны, отчего лунки становятся элементом украшения.
    Декоративной деталью являются и надписи на наперстках, например уже упоминавшаяся "Кавказ" или болееРусские наперстки поздняя — "Ленинград", надпись латиницей "jesuita" на найденном в Вологде бронзовом наперстке. Не украшали наперстки лишь "чисто советские" надписи: "4к.", "3к.", "2 сорт" и им подобные.
    В России, на удивление, не получили распространения рекламные надписи и эмблемы на наперстках, очень редки и монограммы на них. Нам известен наперсток с монограммой няни народного артиста Карельской АССР композитора П.Б.Козинского — Англиной (урожд. Шаховской) Евгении Захаровны.
    Известны также мемориальные наперстки русских поэтесс А.Ахматовой и М.Румянцевой, жены основателя советского общества Красного Креста и Красного Полумесяца Л.Х.Попова — М.И.Безпаловой-Поповой, жены главного режиссера Московского областного кукольного театра Н.Савина — З.А.Савиной. В фонде историко-бытовых коллекций Петропавловской крепости Санкт-Петербурга хранятся наперстки жены декабриста (фамилия, к сожалению, неизвестна) и семьи А.Блока. Как видите, это еще одна увлекательная страница нашей истории, сохранившаяся в наперстках. Сколько "знает" и где только не побывал наперсток, напеример, жены декабриста. И как не похвалить мудрых музейных работников, принявших этот и другие наперстки на хранение! И как тут не вспомнить музеи, которые этого не сделали. Всего, по нашим сведениям, едва ли наберется два десятка русских наперстков в музейных экспозициях и фондах на всю Россию. Это особая кладовая Эрмитажа, Российский этнографический музей и Музей Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, Государственный Исторический музей, Карельский государственный музей, Великоустюжский, Вологодский, Новгородский, Таганрогский и Тульский краеведческие музеи, Херсонесский историко-археологический заповедник (г.Севастополь). Может быть, кого-то забыла? Откликнитесь!
    И последнее. В качестве приза для победителей конкурса среди российских модельеров учрежден "Серебряный наперсток". И хотя это сделано, наверное, не без влияния парижского конкурса кутюрье "Золотой наперсток", радостно, что и у нас "заработает эта идея". Интересно, кто будет мастером призового наперстка?

Примечания
1. Никитина Т. Реставрация и консервация одежды из погребения в Кабардино-Балкарской АССР.//Ежегодник ГИМ за 1961г. М., 1962. С. 167-174. Самый ранний наперсток на исконно русской территории найден в Новгороде (XIVв.).
2. ЛОИИ. Ф. 181. Оп. 2. Д. 53. Л. 52 об.
3. Памятники русской культуры первой четверти XVIIIв. в собрании ГЭ. Л.; М., 1966. С. 201.
4. РГАДА. Ф. 14. Оп. 1. Д. 160. Ч. 1. №1859.
5. Там же. Д. 31. Ч. 1(5). Л. 277 об.
6. Там же. Л. 350 об.
7. РГИА. Ф. 23. Оп. 6. Д. 530.
8. TSL., 1996. Т. 5. Вып. 9.

Автор Елена Сосна

"Родина", 1996.4

При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на сайт "Русские наперстки" обязательна.





///   на главную   ///   следующая   ///   наверх   ///  

Rambler's Top100