РУССКИЕ НАПЕРСТКИ

RussianEnglish
Главная
Новости
История
Настоящее
Художники
Заводы
Промыслы
Музеи
Рабочие
Статьи
Литература
Иностранные
Коллекция
Хранение
Публикации
Об авторе
Приложение
Гостевая

Храм Спаса на Крови


    Собор Воскресения Христова, расположенный на канале Грибоедова, в народе называется Спас на Крови. Такое название храм получил не случайно — его решили построить на месте гибели царя-освободителя Александра II. В 1881 году террорист, член Народной воли, Спас на Крови И.Гриневитский совершил покушение на царя, когда тот проезжал в карете по набережной Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова). После смерти царя был объявлен конкурс, на котором победил проект архитектора А.Парланда, весьма необычный для классического Санкт-Петербурга — здание было выполнено в неорусском стиле. Второго такого собора в мире нет: считается, что он является уникальным с точки зрения применения мозаики в убранстве культового сооружения. Мозаика, кстати, очень помогла сохранить собор до нашего времени (роспись наверняка бы погибла), т.к. после 1930 года его использовали в качестве склада. Неоднократно собор собирались уничтожить, но, к счастью, этого не произошло. В 1970 году храм передали музею Исаакиевского собора и поставили на реставрацию, которая завершилась лишь в 1997 году. Построили собор, кстати, немного быстрее с 1883 по 1907 год. Другая особенность собора — это его мемориальный характер. Вот, казалось бы, подобное здание должно быть строгим и даже мрачным, но нет, этот собор самый нарядный из всех петербургских культовых сооружений. Внутри собора сохранилось место, где пролилась кровь царя — это часть набережной с решеткой и мостовой, ее покрыли специальным сооружением — сенью из яшмы. Сень расположена рядом со входом, ее видно сразу и это хорошо, потому что потом, когда посетители проходят дальше, голова у них просто идет кругом, так как на всей поверхности нет живого места — все покрыто, на первый взгляд, росписью, но на самом деле мозаикой. Посетителям следует сосредоточиться и не пропустить другую достопримечательность — царские врата, они тоже необычные, особенные — сделаны из серебра и украшены эмалью. Причем это точная копия утраченных после революции врат, выполненная по черно-белым фотографиям. Все убранство вокруг достойно восхищения, т.к. кроме мозаики в отделке применены очень ценные материалы: итальянский мрамор, яшма, орлец, горный хрусталь, топаз и проч., а эскизы мозаичных икон сделаны знаменитыми художниками: Нестеровым, Васнецовым, Рябушкиным и другими. Достоин упоминания и пол в соборе — яркий и красочный, выполненный из итальянского мрамора, но очень тонкого, не рассчитанного на толпы посетителей, поэтому закрытого толстым ковром, открыт пол только посередине, по открытому полу запрещено ходить, им можно только любоваться.
Сейчас в Петербурге возобновилась тенденция — передавать культовые сооружения церкви. Пока Собор Воскресения Христова является музеем, там проводятся экскурсии, можно фотографировать и спокойно изучать внутреннее убранство. Иногда в соборе проходят службы, попасть на них можно по приглашениям, постоянного прихода и настоятеля нет, но если храм передадут церкви, возможны изменения. Вот например, в Казанском соборе, который ранее был музеем атеизма, а сейчас стал действующим храмом, нельзя фотографировать, экскурсии там, насколько нам известно, не проводятся, и вообще музей есть музей, а действующая церковь — это другое, хотя туристам не возбраняется заходить в соборы, уважая при этом чувства верующих.


Автор Ирина Сотникова

23 апреля 2013г.



При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на сайт "Русские наперстки" обязательна.

Храм Спаса на Крови
архитектор Парланд А. 1907г.

Храм Спаса на Крови

Храм Спаса на Крови

Ограда Храма

Храм Спаса на Крови

Вход в Храм

Храм Спаса на Крови

Западный фасад
(за этой стеной внутри Храма находится Сень)

Храм Спаса на Крови

Западный фасад. Колокольня

Храм Спаса на Крови

Распятие (мозаика). Западный фасад. По рисунку А.Парланда

Храм Спаса на Крови

Сень
над местом смертельного ранения царя Александра II
по рисунку А. Парланда

Храм Спаса на Крови

Храм Спаса на Крови

Вид на Сень

Храм Спаса на Крови

Иконостас

Храм Спаса на Крови

Храм Спаса на Крови

Богоматерь по рисунку В. Васнецова

Храм Спаса на Крови

Спаситель по рисунку В. Васнецова

Храм Спаса на Крови

Царские врата из серебра, украшенные эмалями

Храм Спаса на Крови

Северный киот

Храм Спаса на Крови

Южный киот

Храм Спаса на Крови

Северный киот.
Св. Александр Невский по рисунку М. Нестерова

Храм Спаса на Крови

Мозаика

Храм Спаса на Крови

Святые князь Владимир и княгиня Ольга
по рисунку Н. Шаховского

Храм Спаса на Крови

Благовещение
по рисунку А. Парланда

Храм Спаса на Крови

Центральный плафон

Храм Спаса на Крови

Пантократор
по рисунку Н. Харламова

Храм Спаса на Крови

Пол из итальянского мрамора

Храм Спаса на Крови

Макет Храма

Храм Спаса на Крови

Часовня
Иверской иконы Божией Матери
архитектор Парланд А. 1907г.

Часовня




///   на главную  ///   следующая  ///   наверх  ///  

Rambler's Top100