РУССКИЕ НАПЕРСТКИ

RussianEnglish
Главная
Новости
История
Настоящее
Художники
Заводы
Промыслы
Музеи
Рабочие
Статьи
Литература
Иностранные
Коллекция
Хранение
Публикации
Об авторе
Приложение
Гостевая

"Русские самоцветы"

История

    ОАО "Русские самоцветы" (Санкт-Петербург) производит ювелирные изделия. Главным достоинством марки "Русские самоцветы" является исключительно высокое качество обработки камня и металла. Ассортимент изделий предприятия очень широк — это разнообразные украшения из золота и серебра, часы и Логотипбраслеты для часов, камнерезные изделия, сувениры, столовые приборы и многое другое. Изделия фирмы продавались на аукционах Сотбис и Кристис, уникальные экземпляры экспонируются в Музеях Московского Кремля и в Эрмитаже, несколько эксклюзивных изделий приобретено на вечное хранение в Алмазный фонд России.
    История общества весьма любопытна: оно было создано в 1912 году по указу императора Николая II. Полное название предприятия звучало так: Общество для содействия развитию и улучшению кустарного гранильного и шлифовального промысла "Русские самоцветы". После революции (в 1922 году) по Декрету Совнаркома предприятие было преобразовано в Государственный трест "Русские самоцветы". В дальнейшем (в 1971 году) произошло новое преобразование — в Ленинградское производственное объединение "Русские самоцветы", затем после перестройки (в 1993 году) предприятие стало называться Акционерное общество "Русские самоцветы".
    На самом деле история предприятия своими корнями уходит в Петровскую эпоху. Дело в том, что в образованный в 1922 году Государственный трест "Русские самоцветы" входила Петергофская гранильная фабрика, ведущая свое начало с 1725 года. Изделия этой фабрики находятся теперь в Эрмитаже и других знаменитых музеях России. Кроме того общество продолжает дело знаменитых русских ювелирных фирм, таких как фирмы Фаберже, Болина, Хлебникова, Сазикова: ведь сотрудники этих фирм после революции не только пришли работать в трест, но и передавали молодежи секреты своего мастерства. Уже к середине 30-ых годов трест представлял собой огромное предприятие с филиалами по всей стране: в Ленинграде, Москве, на Урале, Украине, в Забайкалье и на Кавказе. Самые значительные работы того времени — это рубиновые звезды Московского Кремля, а также огромная карта СССР из камней-самоцветов, изготовленная для Всемирной выставки в Париже в 1937 году.
    Время шло, и к началу 70-х годов в Ленинграде находились уже три крупных ювелирных предприятия: Ленинградская ювелирная фабрика (производила золотые и серебряные украшения и посуду), завод "Русские самоцветы" (изготавливал камнерезные изделия и украшения из серебра, продолжая традиции Петергофской гранильной фабрики), Ленинградский ювелирный завод (производил изделия из недрагоценных металлов). В 1971 году было решено объединить три этих предприятия (а также ВНИИювелирпром) под общим названием — ЛПО (Ленинградское производственно-техническое объединение) "Русские самоцветы". Новое здание для объединения было построено на Охте (на том месте, где территориально располагался Ленинградский ювелирный завод). Ныне объединение называется Акционерное общество "Русские самоцветы". Необходимо еще добавить, что немало известных в России людей приняли участие в становлении и развитии предприятия: академик А.Е.Ферсман (стоял у истоков образования треста "Русские самоцветы"), крупный специалист в области камня профессор В.И.Крыжановский, Л.А.Попугаева (первооткрывательница якутских алмазов), известный художник С.В.Чехонин, а также М.Д.Раков и В.Г.Орлов (работали еще у Фаберже), Н.Э.Фогт (занималась эмалью по филиграни), Н.М.Суетин, А.А.Лепорская, П.М.Кремлев (соратник Фаберже), А.С.Коновалов и Н.И.Дементьев (их работы хранятся в Алмазном фонде), А.Н.Шибко (учился в мастерской Фаберже), И.С.Буграчева (участвовала в создании мозаичных работ в Эрмитаже и в восстановлении храма "Спас на Крови") и многие другие.
    В 1996 году в честь 150-летия К. Фаберже по инициативе и на средства общества перед зданием завода был установлен памятник великому ювелиру, а с 1998 года площадь, на которой установлен памятник, называется "Площадь Карла Фаберже".

Наперстки

    Наперстки, выпускаемые ОАО "Русские самоцветы", имеют ряд особенностей. Во-первых, их изготавливают из серебра 925 пробы, украшены они обычно эмалью двух видов: эмалью по филиграни либо перегородчатой эмалью. Бросается в глаза и какая-то особенная миниатюрность изделий, хотя наперстки вполне можно использовать по прямому назначению. Но самое главное — это отличное качество. Всё (насечка, эмаль и внутренняя отделка) выполнено просто безукоризненно!

Перегородчатая эмаль

    Перегородчатая эмаль бывает нескольких видов: перегородчатая эмаль с перегородками из листа, из проволоки, а также эмаль по скани (филиграни).
    Эмаль — это тонкий слой стеклянного сплава, который в порошкообразном состоянии наносят на поверхность изделия, а затем сплавляют с ней путем нагрева.
    Перегородчатая эмаль с перегородками из листа выполняется примерно так: на изделии продавливаются углубления, соответствующие контуру рисунка. Узкие полоски, нарезанные из тонкого листа, специальным пинцетом выгибают по рисунку и приклеивают при помощи вишневого клея, а затем припаивают. После этого каждую ячейку, образованную перегородками, заполняют цветной эмалью, которую после сушки обжигают. Операцию повторяют несколько раз до тех пор, пока уровень эмали не достигнет уровня верха перегородок. После этого поверхность шлифуют и полируют.
    Перегородчатые эмали с перегородками из проволоки по своей технологии отличаются тем, что перегородки изготавливают не из листа, а из волоченой, а затем вальцованной (плющеной) проволоки. После наклейки проволоку не припаивают, а сразу заполняют межперегородочные пространства эмалью, так что после обжига перегородки удерживаются сплавленной эмалью.
    Эмаль по филиграни — это один из видов перегородчатой эмали, только перегородки в этом случае делаются из сученой (скрученной) и вальцованной проволоки, которая набирается по рисунку и напаивается на изделие. После этого ячейки, образованные филигранными перегородками, заполняются цветными эмалями, затем изделие обжигается.
    Таким образом, процесс нанесения эмали довольно трудоемкий. Конечно, о технологии рассказано только в общих чертах, на самом деле она гораздо сложнее. На "Русских самоцветах", например, после опиловки эмалевого слоя и тщательной промывки в воде, изделие промывают еще в растворе плавиковой кислоты, затем вновь тщательно промывают в холодной и горячей воде, затем обжигают.

Автор Ирина Сотникова.

Использованные материалы:
Сайт Русские самоцветы
Флеров А.В. и др. Техника художественной эмали, чеканки и ковки. — М.: Высшая школа, 1986.
Флеров А.В. Художественная обработка металлов. — М.: Высшая школа, 1976.
Ферсман А.Е. Рассказы о самоцветах. — Л.: Лениздат, 1954.
БСЭ. Изд. 3-е. — М.: СЭ, 1970-1978.

При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на сайт "Русские наперстки" обязательна.



Наперсток с эмалью

Наперсток Наперсток

Наперсток без эмали

Наперсток

Игольница

Игольница Игольница



///   на главную  ///   следующая  ///   наверх  ///  

Rambler's Top100