РУССКИЕ НАПЕРСТКИ

RussianEnglish
Главная
Новости
История
Настоящее
Художники
Заводы
Промыслы
Музеи
Рабочие
Статьи
Литература
Иностранные
Коллекция
Хранение
Публикации
Карта сайта
Об авторе
Приложение
Гостевая

Лаковая миниатюрная живопись



Федоскинская миниатюра

     Федоскинская миниатюра возникла благодаря одной вредной привычке, которая была распространена в XVIII веке. В те давние времена было очень модно нюхать табак, причем этим занимались все: знать, простолюдины, мужчины, женщины. Табак хранили в табакерках из золота, серебра, черепаховой кости, фарфора и других материалов. И вот в Европе стали делать табакерки из прессованного картона, пропитанного растительным маслом и просушенного при температуре до 100°C. Этот материал стали называть папье-маше (жеваная бумага). Табакерки покрывали черным грунтом и черным лаком, в росписи использовали классические сюжеты. Такие табакерки были очень популярны в России, поэтому в 1796 году в сельце Данилково в 30 км от Москвы, купец П.И.Коробов начал производство круглых табакерок, которые украшали наклеенными на их крышки гравюрами. Гравюры покрывали прозрачным лаком, позднее их стали раскрашивать, а затем вместо гравюр появились живописные миниатюры. Начинал Коробов с лакированных козырьков, а свой способ производства шкатулок позаимствовал у И.Г.Штобвассера из города Брауншвейга (Германия). С 1819 года фабрикой владел зять Коробова П.В.Лукутин. Вместе со своим сыном А.П.Лукутиным он расширил производство, организовал обучение русских мастеров, при нем производство перевели в село Федоскино. Благодаря творчеству русских мастеров, лукутинские лаки приобрели самобытность и национальный колорит, как в сюжетах, так и в технологии. К 1830 году на фабрике работало 100 мастеров, в риcовальной школе учились 20 человек. Изделия были очень различны и по цене (от 2 рублей 80 копеек до 300 рублей за дюжину), и по видам: кроме табакерок изготавливались шкатулки, очешники, игольницы, обложки для семейных альбомов, чайницы, пасхальные яйца, подносы и многое другое. Они находили применение не только в помещичьем быту, но и в мещанской среде в России, а также вывозились за границу. Лукутиных неоднократно награждали медалями на промышленных выставках. На лукутинских изделиях XIX века в технике масляной живописи выполнены виды Московского Кремля и других архитектурных памятников, сцены из народной жизни. Особенно были популярны катания на тройках, гуляния или крестьянские пляски, чаепития за самоваром. Мастера или сами придумывали сюжеты, или копировали их у известных художников. Так прототипом для лукутинских троек послужил рисунок художника А.О.Орловского.
     Федоскинские миниатюристы используют две разновидности миниатюрной живописи: письмо по-плотному и письмо по-сквозному. Письмо по-плотному: поверхность зачищают пемзовым порошком, выдавливают из тюбика свинцовые белила, разравнивают, просушивают и переводят с кальки контуры рисунка. Краски размешиваются льняным маслом, кисти используют тонкие беличьи. Первый слой — подмалевок: плотными красками изображают общие формы всех фигур. Сушка в естественных условиях 2-3 дня, в сушильном шкафу 3-4 часа, после сушки изделие покрывают светлым лаком. Высохший лак прочищают порошком пемзы, протирают льняным маслом и наносят перемалевок: прописывают детали, уточняют формы более тонким слоем красок. Все операции повторяются и затем выполняют лессировку — дальнейшее уточнение и проработку изображений прозрачными красками, тонким более ярким слоем. Бликовка — это последние мазки светлой краской, передающие блики на предметах. Письмо по-сквозному отличается тем, что грунт под живопись наносят не белый, а металлический (алюминиевый или бронзовый порошок, золото, тонкие листочки потали ) или перламутр. Перламутровые пластинки врезаются в толщу папье-маше и скрепляются с основой казеиновым клеем, порошок, листовое сусальное золото или поталь наклеиваются на недосушенную лаковую пленку. Традиционной федоскинской миниатюре присуще органическое сочетание приемов письма по-плотному и по-сквозному, это дает необычайный декоративный эффект. Федоскинская миниатюра всегда дополняется золотым орнаментом, который пишется лаком с подмешанными в него белилами, на него накладывается сусальное золото. Его излишки убираются ватным тампоном. В Федоскине были также разработаны приемы оригинальной декорировки изделий: скань (узор из мелких чеканных металлических элементов), цировка (узор в виде расходящихся от центра блестящих волнистых лучей), роспись под черепашку, рисунок шотландка (по аналогии с шотландскими тканями), имитация малахита, красного дерева. От художников-миниатюристов изделие попадает в руки лакировщиков и полировщиков. Вещи покрывают тремя слоями светлого масляного лака с просушкой и прочисткой каждого слоя. После покрытия четвертым слоем лака изделия шлифуют зернистой пемзой и полируют сначала трепелом (порошком из обожженного черепка), затем цигейковым мехом.
     Фабрика Лукутина просуществовала до 1904 года. В 1910 году при содействии Московского губернского земства была организована "Федоскинская трудовая артель бывших мастеров фабрики Лукутина". В нее вошли прекрасные мастера-миниатюристы: С.И.Бородкин, И.П.Лавров, А.А.Кругликов и другие — около десяти человек. Артель продолжила свою работу и после революции. В 20-30 годах коллектив разрастался, появились новые сюжеты, отражающие советскую действительность. В 40-50 годы работали заслуженные художники РСФСР В.Д.Липицкий, М.Г.Пашинин, И.И.Страхов, М.С.Чижов. В 60-70 годах — Г.И.Ларишев, А.А.Толстов и др. Федоскинская фабрика миниатюрной живописи выпускает шкатулки, ларцы, пудреницы, игольницы, чайницы, броши, кулоны и другие изделия из папье-маше. Народные мастера Федоскина сохранили лучшие традиции лукутинской миниатюры, до сих пор для федоскинцев типичны старинные сюжеты: хороводы, чаепития, летние и зимние тройки. Русские сказки, исторические события, пейзажи подмосковья также используются в росписи.
    На сайте представлены два наперстка федоскинской лаковой миниатюры из частной коллекции.

Русские наперстки Русские наперстки


Палехская миниатюра

    Палех — это село в Ивановской области, в котором с XVI века мастера создавали дорогие иконы, занимались они также росписью и реставрацией фресок в церквях русских городов. После революции промысел оказался ненужным, и палешане стали искать применение своему искусству. Случилось так, что художник Иван Голиков поехал в Москву и увидел там в Кустарном музее (сейчас Музей народного искусства) работы старых лукутинских мастеров: шкатулки из папье-маше расписанные по черному фону масляными красками. Свою первую работу Голиков сделал на донышке фотографической ванночки из папье-маше. Вернее это были две работы "Охота на медведя" и "Адам в раю", выполненные золотом. После этого родственник Голикова А.А.Глазунов организовал мастерскую, в которой работали кроме Голикова палехские мастера И.П.Вакуров, А.В.Котухин, И.В.Маркичев. На Всероссийской сельскохозяйственной выставке в 1923 году художники получили диплом 1-й степени. 5 декабря 1924 года в Палехе семь мастеров: И.И.Голиков, А.В.Котухин, И.М.Баканов, И.В.Маркичев, И.И.Зубков, А.И.Зубков, В.В.Котухин организовали "Артель древней живописи". Через три месяца к ним присоединились Д.Н.Буторин, Г.М.Баканов, А.И.Ватагин, И.П.Вакуров. Известность к палешанам пришла сразу же: в 1925 году на Всемирной выставке в Париже артель получила золотую медаль. Большую помощь им оказывал искусствовед А.В.Бакушинский, написавший в 1934 году первое исследование о Палехе. В 1929 году была открыта художественная профтехшкола (с 1934г. — среднее училище) и в 1935г. организован музей. У каждого миниатюриста есть свои излюбленные темы, но в целом сложился общий, всегда узнаваемый, стиль палехской миниатюры. Условность цвета, форм архитектуры, утонченные, вытянутые пропорции фигур, четко выделяющиеся на черном фоне, обильная их проработка золотой графикой — характерные черты миниатюры Палеха. Главное отличие Палехской, Мстёрской и Холуйской миниатюр от Федоскинской — это применение желтковой темперы. Яичную эмульсию применяли как связующее вещество еще в Древнем Египте, Греции, Риме. Темперой пишут плавями, т.е. жидкими слоями, как в акварели, но ею можно работать и методом штрихов, пунктиров, как в пастели и пастозными мазками, как в масляной живописи. Палехские художники, использующие в росписи протоки незаписанного лакового фона, нередко заменяют грунт белильной заливкой силуэта изображения, переведенного на черную прочищенную под живопись поверхность изделия. Перевод рисунка на вещь в Палехе, Мстёре и Холуе производится иначе, чем в Федоскине. Обратную сторону рисунка протирают порошком краски и, положив рисунок на поверхность, обводят тупой иглой, воткнутой в деревянную ручку-черенок. Краски растворяют в желтковой эмульсии (желтке, разведенном водой с добавлением нескольких капель уксуса). Первой стадией письма является роскрышь: намечаются основные формы изображения. Затем следует прописка, т.е. уточнение основных цветовых тонов и конкретизация форм. Следующий этап — плави: сочные мазки жидкими лессировочными красками, объединяющими роспись в некое колористическое целое. Завершают живопись бликовкой (или насечкой), в Палехе ее выполняют твореным золотом. Миниатюрную роспись обрамляют золотым орнаментом. Золотая краска (твореное золото) приготовляется из листиков сусального золота, растертом на гуммиарабике пальцем. Орнамент потом полируется косточкой. По окончании работы живопись покрывают шестью слоями светлого лака, после чего изделие шлифуют и полируют.
     Гармоническое единство художественной формы и глубокого национального содержания, традиционность и народность отличают произведения художников Палеха. Традиции, заложенные основателями, продолжают их дети и ученики: Т.Зубкова, Н.Голиков, А.Котухина, П. Чалунин, Г.Мельников, Б.Ермолаев и многие другие. О Палехе можно слагать поэмы, но вам придется поверить мне на слово, т.к. палехского наперстка у меня пока нет. Хотя они существуют, как мне известно.
    И вот тому подтверждение: палехский наперсток из частной коллекции.

Русские наперстки Русские наперстки


Мстёрская миниатюра

    Мстёрская миниатюра — это вид русской народной миниатюрной живописи темперными красками на лаковых изделиях из папье-маше. Промысел появился в поселке Мстёра Владимирской области на базе местного иконописного промысла, который возник здесь в конце XVII века. Многие иконописцы Мстёры работали в основном на старообрядцев. В мастерских разного уровня мастера умело реставрировали, копировали старые иконы, прекрасно знали стили древнерусской живописи, писали также дешевые расхожие иконы — "краснушки", создавали для души и "себякинские" бесстильные иконы, в которых находила выход фантазия художников, их любовь к своей земле. Очень помогли художникам советы историка искусства Бакушинского, который увидел большую перспективу в "себякинском" письме мстёрских иконописцев, в частности в иконах Клыкова, близких к лубку, с поэтическим подробно изображенным пейзажем. Бакушинский помогал возрождать народный промысел в Палехе и Мстёре. В 1931г. была образована артель "Пролетарское искусство", с 1960г. — фабрика. Технология изготовления изделий из папье-маше была позаимствована у мастеров Федоскина. Темами мастеров были народные сказки, былины, песни, литературные произведения. Мстёрская миниатюра не имеет черного фона, для нее характерны теплота и живописная мягкость колорита, небольшой размер и приземистость человеческих фигурок, тонкость обрамляющего узора, выполненного твореным золотом. Среди создателей Мстёрской миниатюры Н.П.Клыков, А.Ф.Котягин, А.И.Брягин, В.Н.Овчинников, И.Н.Морозов, Е.В.Юрин, И.А.Фомичев и др. В числе ведущих мастеров Н.И.Шишаков, Л.А.Фомичев, Ю.М.Ваванов, П.И.Сосин и др.
    На сайте представлен наперсток из Мстёры, выполненный на сказочный сюжет. Это сказка "Конек-горбунок".
    Иногда для наперстков изготавливаются специальные шкатулки-футляры различной формы, одна из наиболее интересных форм шкатулок — беседка.
Наперсток в шкатулке (Мстёра)

Мстёра
"Конек-горбунок"
33x26мм
папье-маше
автор: Котов
Русские наперстки Русские наперстки Русские наперстки
  Русские наперстки Русские наперстки


Холуйская миниатюра

     Холуйская миниатюра — один из видов народной миниатюрной живописи темперными красками на лаковых изделиях из папье-маше, художественный промысел. Возник в 1932 году в поселке Холуй Ивановской области на базе местного иконописного промысла, который известен с XVI века. Сначала он был филиалом мстерской артели "Пролетарское искусство". В 1934 году была образована самостоятельная Холуйская художественная артель, с 1960 года Холуйская фабрика художественной лаковой миниатюры. Технология изготовления изделий из папье-маше была заимствована у мастеров лакового промысла федоскинской миниатюры. В селе Холуй издавна жили "богомазы" — мастера самых дешевых икон, постоянно нарушавшие официально установленные церковью каноны. За это их наказывали, отбирали товар, но промысел был неистребим. После революции зачинателями миниатюрной живописи Холуя стали три мастера: С.А.Мокин, К.В.Костерин, В.Д.Пузанов-Молев. Отличительные особенности миниатюры Холуя: более крупный, чем во Мстёре приближенный к зрителю пейзаж, более крупные и не столь многочисленные, чем у мстёрцев фигуры. Пропорции их удлиненные, и в этом они ближе к палехским, однако силуэты мягче и формы объемнее. Нередко фигуры, здания, деревья изображаются прямо на черном фоне, как палехские, но они более живописны. В колорите холуйцев больше насыщенных, темно-красных, темно-зеленых, темно-коричневых, темно-синих цветов и характерны неожиданные контрастные сочетания теплых и холодных тонов. Сюжеты миниатюр главным образом исторические, фольклорные, литературные, а также современные. Искусство Холуя достигло большого подъема в 60-80-ых годах. Там выросли прекрасные художники: Н.И.Бабурин, В.А.Белов, Б.В.Тихонравов, Б.И.Киселев, Н.Н.Денисов, В.А.Кротов, А.Н.Сотсков, В.Е.Елкин, П.А.Митяшин, В.Н.Седов и др.
    Наперстки, выполненные в стиле холуйской миниатюры, очень красивы. Они расписаны по мотивам русских народных сказок. Лучше всего их разглядывать с помощью лупы, т.к. детали росписи очень мелкие.

Холуй
"Красная шапочка"
32x20мм
папье-маше
автор: О.Ханова
Русские наперстки Русские наперстки Русские наперстки

Автор статей Ирина Сотникова

Использованная литература:
Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. — М.: Знание, 1984.
Барадулин В.А. и др. Основы художественного ремесла. — М.: Просвещение, 1979.
Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М.: Высшая школа, 1986.
Кульчицкая Г.П. Страна сказки. Миниатюра Палеха. — Л.: Художник РСФСР, 1979.
Солонин П.Н. Здравствуй, Палех! Ярославль, 1979.
БСЭ. Изд. 3-е. — М.: СЭ, 1970-1978.
Города России: энциклопедия. — М.: БРЭ, 1994.
При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на сайт "Русские наперстки" обязательна.




  ///   на главную   ///   следующая   ///   наверх   ///  

Rambler's Top100