РУССКИЕ НАПЕРСТКИ

RussianEnglish
Главная
Новости
История
Настоящее
Художники
Заводы
Промыслы
Музеи
Рабочие
Статьи
Литература
Библиотека
Иностранные
Коллекция
Хранение
Публикации
Карта сайта
Об авторе
Ссылки
Приложение
Гостевая

Промыслы



Северная чернь

    Чернь известна на Руси с X века, в XVII веке она появилась в городе Великий Устюг, древнейшем городе Русские наперстки Русского Севера. Первое упоминание о городе в летописи относится к 1207 году.
     Чернь — это своеобразная гравюра по металлу, сначала изделие гравируют, потом покрывают чернью (порошок черни — это сплав сернистых окислов серебра, меди и свинца), затем нагревают, чернь расплавляется, после того, как изделие остынет, его очищают и полируют. Исходным материалом здесь служит серебро, которое украшают чернью, а фон обычно покрывают позолотой.
     В XVIII веке наступил расцвет черневого искусства в Великом Устюге. В Московском архиве сохранился документ, в котором сообщается, что в 1744 году в Москву был вызван из Великого Устюга мастер Михаил Климшин для обучения черневому искусству московских жителей, а в 1761 году братья Афанасий и Степан Поповы открыли фабрику по изготовлению устюжской черни, которая просуществовала 15 лет. В этот период преобладал стиль "барокко". Пасторальные, охотничьи сцены в пышном обрамлении — вот чем украшались табакерки, флаконы, коробочки, игольницы, стаканы, солонки, подносы и т.д. (мастера М.М. Климшин, А.И. Мошнин и др.). В XIX веке воцарился классицизм, изделия приобрели более строгий вид, часто изображались виды городов и географические карты (мастера Жилины и др.). В середине XIX века получил развитие растительный узор, сплошь покрывающий поверхность (мастер М.И. Кошков). Нужно добавить, что мастер Кошков (по некоторым сведениям) изготавливал помимо прочего также игольники и наперстки.
     После революции чернь возрождается: в 1929 году была открыта мастерская по изготовлению серебряных изделий с чернью под руководством М.П.Чиркова, на ее базе в 1933 году создана артель, с 1960 г. фабрика "Северная чернь"" — художественный руководитель Е.П.Шильниковский (художники Е.Тропина, А.Чернов, В.Шорохов, мастера-граверы П.Носовская, В.Плескунина, Т.Неелова и др.). Изделия фабрики побывали на всемирных выставках в Брюсселе, Монреале, Нью-Йорке, Осаке. На всемирной выставке в Париже в 1937 году изделия на тему сказок Пушкина получили Большую Серебряную медаль и Диплом (в некоторых источниках сказано, что медаль — золотая).
    Сегодня завод "Северная чернь" изготавливает изделия из серебра 925 пробы, украшенные чернью. Авторские работы экспонируются в Историческом музее, в Русском музее Санкт-Петербурга, Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства и многих других. Среди прочих изделий не забывают мастера и наперстки. Они также прекрасны, как и другие изделия фирмы. Эти настоящие произведения искусства украсят любую коллекцию. Может быть, я и пристрастна, но я с детства люблю узоры Северной черни. Они с виду неброские, но какие-то очень русские, раз увидев, их не спутаешь ни с чем.

"Северная чернь"
19x18мм
серебро
Русские наперстки Русские наперстки
  Русские наперстки Русские наперстки


Ростовская финифть

     Ростов — старинный русский город, впервые упоминается в летописи в 862 году. Со второй половины XVIII века в Ростове существует самобытный промысел художественной финифти. Это миниатюрная живопись по эмали, в такой технике изготавливалась церковная утварь, т.к. возник промысел в виде небольшой монастырской мастерской. В XIX веке промысел представлял собой ряд мелких семейных мастерских, каждая из которых строго хранила секреты своего производства. К началу XX века промысел стал угасать, поэтому в 1911 году была открыта специализированная школа-мастерская, где опытные мастера А.А.Назаров и Н.И.Дубков готовили молодежь, которая позднее стала ядром промысла.
     После революции была организована художественная финифтяная артель, и промысел получил новое развитие, большую роль в этом сыграл известный художник С.В.Чехонин, по рисункам которого были созданы работы с орнаментальной цветочной эмалевой росписью. В 20 и 30-е годы много и плодотворно работали мастера Дубков и Назаров, а затем ученики Назарова: Н.А.Карасев, Н.М.Хрыков, М.М.Кулыбин. Ростовская финифть с успехом демонстрировалась на международных выставках. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе она была удостоена золотой медали.
    Изготавливают финифть из меди. На пластинку накладывают эмалевую массу, после обжига на затвердевшую поверхность наносится рисунок и выполняется роспись эмалевыми красками на скипидарном или лавандовом масле, затем пластинка обжигается вторично. Процесс описан только в общих чертах, на самом деле операций гораздо больше, изготовление финифти довольно трудоемко.
    Фабрика "Ростовская финифть", преобразованная в 1960 году из художественной финифтяной артели, производит преимущественно ювелирные изделия и сувениры с декоративными цветочными композициями, а также сюжетными миниатюрами (мастера А.М.Кокин, В.В.Горский, И.И.Солдатов, В.Г.Пителин и другие).
    Изделия фабрики находятся в музее народного искусства в Москве, Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее и других музеях России.
    Наперстки "Ростовской финифти" очень декоративны, в них роспись по эмали сочетается со сканью (филигранью) и зернью. Слово "скань" древнеславянское и означает свить, скрутить, что отражает технику изготовления тонкой витой проволочки, из которой состоит узор. Зернь — это маленькие шарики, напаянные на узор из филиграни. Диковинные цветы, яркие краски росписи по эмали украшают изделия, придают им необыкновенно нарядный вид.

"Цветы"
33x19мм
посеребрённая медь,
финифть
Русские наперстки Русские наперстки
"Букет"
30x21мм
посеребрённая медь,
финифть
Русские наперстки Русские наперстки
"Цветы"
30x19мм
посеребрённая медь,
финифть
Русские наперстки Русские наперстки
"Цветы"
30x19мм
посеребрённая медь,
финифть
Русские наперстки Русские наперстки
"Лошадь"
21x16мм
посеребрённая медь,
финифть
Русские наперстки Русские наперстки
"Кошка"
24x16мм
посеребрённая медь,
финифть
Русские наперстки Русские наперстки
"Цветы"
30x20мм
посеребрённая медь,
финифть
Русские наперстки Русские наперстки
"Цветы"
26x17мм
посеребрённая медь,
финифть
Русские наперстки Русские наперстки


Холмогорская резьба по кости

    Село Холмогоры находится в 75 км от Архангельска. Художественная обработка кости известна на Руси еще с X века. В Холмогорах этот промысел появился в XVII веке. Известно, что царь Алексей Михайлович посылал в Холмогоры заказы на выполнение гребней, чарок, посохов из кости. Также известно, что в Оружейную палату Московского Кремля вызывали братьев Семена и Петра Шешениных, которые участвовали в реставрации трона Ивана III, выполненного греческими мастерами в XV веке. В XVIII веке возникла мода на костяные изделия, и промысел расцвел: в Холмогорах и соседних деревнях на Курострове изготавливались разнообразные изделия. В одной из этих деревень — Вавчуге находилась первая русская судостроительная верфь братьев Бажениных. Приезжавший сюда по делам русского флота Петр I, обратил внимание на искусную резьбу по кости местных мастеров и сам увлекся этим искусством. Его работы экспонируются в отделе русской культуры Государственного Эрмитажа. Резчики использовали мамонтовую кость, моржовую кость, цевку (полую трубчатую кость крупного рогатого скота). Понимая, что простая кость не имеет такой красоты, как моржовая и мамонтовая кость, мастера находили разнообразные приемы обогащения этого материала. Они окрашивали пластины кости, на этот фон наносили гравированный орнамент, состоящий из разнообразных комбинаций концентрических кружков с точкой в центре (глазковый орнамент). Не все пластины окрашивались, часть оставляли белой и украшали цветной гравировкой или ажурной резьбой, в которую вплетались рельефные изображения птиц и зверей. К концу XVIII века в стиле холмогорского искусства намечаются изменения, уходит пышность, нарядность, оказывает влияние господствующий стиль эпохи — классицизм. Это выражается в строгой прямоугольной форме, отсутствии цвета. Ажурный узор превращается в ромбовидную сетку, на фоне которой помещаются изящные гирлянды цветов, монограммы. Мастера конца XVIII века — О.Х.Дудин, Н.С.Верещагин. К середине XIX века увлечение костью прошло, спрос сократился, на Курострове в деревне Денисовка, родине Ломоносова, еще работали несколько мастеров, они делали в основном мелкие изделия: гребни, игольники, вязальные крючки и т.д. Во второй половине XIX века с целью поддержания промысла статистический комитет города Архангельска организовал в 1885 году класс резьбы по кости. В начале XX века три старых мастера В.П.Гурьев, В.Т.Узиков, Г.Е.Петровский, ученики этого класса, становятся учителями молодых резчиков, возрожденного после революции промысла. В 1930 году в селе Ломоносово была создана трехгодичная школа резьбы по кости, в 1933 году 30 ее выпускников создали первую артель. Выпускник холмогорской школы М.А.Христофоров в 1937 году на всемирной выставке в Париже получил за свои работы золотую медаль, в дальнейшем он почти сорок лет руководил фабрикой. Современные мастера Ломоносовской фабрики художественной резьбы по кости в селе Ломоносово Холмогорского района Архангельской области работают в технике ажурной и рельефной резьбы. Они изготавливают шкатулки, сигаретницы, коробочки, мундштуки, трубки, украшения, вазы, кубки. Резчики часто обращаются к сюжетам русских народных сказок, воспевают природу русского севера. Используют они окраску простой кости, цветную и простую гравировки, ажурную, рельефную и объемную резьбу, а также оклейную работу: пластины из кости наклеивают на деревянные изделия либо просто склеивают изделия из готовых пластин. Мастера В.А.Просвирнин, Н.Д.Буторин, В.Я.Кузнецов и др.
    У меня на сайте представлен наперсток из цевки, выполненный мастером из Архангельской области. Наперсток украшен гравировкой.

"Холмогорская резьба"
24x24мм
кость
Русские наперстки Русские наперстки


Гжель

    Гжель — это самый известный русский народный керамический промысел. Подмосковный район из 30 деревень (Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево, Новохаритоново, Володино, Кузяево и др.) славился своими гончарными изделиями еще с XVI века. Название Гжель, видимо, произошло от слова жечь, обжигать глину, а глины в этом районе замечательные. Примечательно, что первый русский фарфор Д.И.Виноградова был выполнен из гжельских глин. Высокого художественного уровня Гжельская керамика достигла во второй половине XVIII века, когда "черные" (простые) и "муравленые" (поливные) гончарные изделия сменяются майоликой. Это квасники, кумганы, кувшины, рукомои, кружки, блюда, тарелки и др., украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зеленой, желтой, синей и фиолетово-коричневой краской по белому фону. В конце XVIII века в процессе конкурентной борьбы дорогая майолика была заменена более простым в изготовлении полуфаянсом: изделиями из белой глины, покрытыми бесцветной прозрачной глазурью и украшенными, как правило, синей подглазурной росписью. Сначала полуфаянсовая посуда по форме была близка майоликовой. Это крупные кумганы, квасники со скульптурой, затем формы стали проще — кувшины, рукомои, чернильницы, солонки и др. В искусстве русской народной керамики полуфаянс Гжели представляет собой одно из ярких явлений. Полуфаянсовое производство существовало в Гжели на протяжении всего XIX века, наряду с появившимися вслед за ним тонким фаянсом и фарфором. На мелких гжельских фарфоровых заводах родилось свое оригинальное искусство русского фарфорового лубка с его грубоватой цветистостью, народной трактовкой скульптурных образов. С появлением во второй половине XIX века крупных фабрик, гжельский район утратил свое значение, а бывшие владельцы мелких предприятий и члены их семей пополнили ряды наемных рабочих, они способствовали сохранению народной традиции в росписи фарфора и сыграли большую роль в дальнейшем формировании советского фарфора. Скоростная свободная кистевая роспись с цветочными мотивами в конце XIX — начале XX века получила название "агашка". Само же искусство гжельского промысла пришло к этому времени в полный упадок. Со второй четверти XX века началось возрождение промысла, а в 50-е годы Гжель приобретает свое удивительное и неповторимое лицо, в большой степени благодаря исследованиям искусствоведа А.Б.Салтыкова и работам московской художницы Н.И.Бессарабовой. Основой этого возрождения послужило наследие гжельской майолики XVIII века и полуфаянса XIX века. Роспись же была принята одноцветная синяя подглазурная (кобальтом) по типу традиционной полуфаянсовой. Большую роль в развитии гжельского фарфора сыграла художница Л.П.Азарова, которая с 1954г. более 20 лет была главным художником Гжели. С юности связала свою деятельность с гжельским промыслом потомственная керамистка Т.С.Дунашова. В 1972 году на базе шести маленьких производств, расположенных в нескольких деревнях, создано объединение "Гжель". Основной способ изготовления изделий — литье в гипсовых формах. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную, роспись производится кобальтом. Художники — Е.И.Сапронова, В.А.Петров, Н.Б.Туркин и др. У Гжели собственный стиль — синие и голубые узоры и цветы на белом фоне.
    Настоящих Гжельских наперстков мне видеть не довелось, возможно, они и есть. У меня на сайте представлен наперсток "в стиле Гжели", выполненный на предприятии Петербурга.

"Цветы"
30x20мм
фаянс
Русские наперстки Русские наперстки


Матрешки

    Матрешка — это один из символов России, но русская душа — загадка, и поэтому нет ничего странного в том, что в русских домах вы этого символа не найдете. Стыдно признаться, но в моем доме матрешки тоже нет. Не буду спрашивать, есть ли она у вас, это все равно, что спросить, есть ли у вас балалайка, ответ известен. Дальше странностей не убавится. Если вы человек далекий от народного искусства, то наверняка думаете, что матрешка была всегда, ну, по крайней мере, при Петре дети в нее уж точно играли. Ошибаетесь, ни при Петре, ни при Павле, ни даже при Александре-освободителе. Появилась эта игрушка, как считается, в 1898 году и, о ужас! Придумал ее не наш сметливый крестьянин, крепитесь русские патриоты, прообразом нашей милой матрешки послужил японский буддистский святой. Когда я впервые узнала об этом, а было это довольно давно, то была как-то неприятно поражена. А на самом деле, ну что тут такого? Переняли чужой замысел, да ведь как ловко! Весь мир теперь нашу Матрешку знает и ценит, вот бы еще что-нибудь у японцев перенять! Если думаете, что странности на этом закончились, не надейтесь. В поисках материалов, я взяла Большую Советскую Энциклопедию на букву М, вы, конечно, поняли, что я там нашла, на другие буквы я нашла то же самое! Нашего национального символа в энциклопедии нет. На этом позволю себе закончить это маленькое лирическое отступление. Как шутят у нас в семье, у меня сайт "сериозный", поэтому постараюсь сохранить академичность изложения, хотя иногда так и подмывает нести отсебятину.
     Первая матрешка появилась в России в конце XIX века. Это была восьмиместная деревянная кукла, изображавшая девочку в сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках. Выточил ее в московской мастерской "Детское воспитание" токарь В. Звездочкин по эскизу известного художника С.В.Малютина (1859-1937). Считается, что прообразом матрешки послужила фигурка японского святого, которая случайно попала в семью А.И.Мамонтова. Но, несмотря на это, настоящей родиной матрешки стал подмосковный Сергиев Посад — крупнейший центр по производству игрушек в России. Промысел художественной обработки дерева существовал там с XVI века, игрушки, сделанные народными умельцами, забавляли еще русских царевичей. В 1891 году в Сергиевом Посаде по инициативе земства была открыта учебно-показательная мастерская игрушек, на базе которой позднее организовали артель имени РККА. Там и стали изготавливать разнообразных матрешек. Мастера изображали девушку в цветастом платке с букетом цветов или в полушубке и шали с кистями, выпускали матрешек на темы русских сказок, а также сюжетные куклы: "Тарас Бульба", "Ревизор", "Кутузов", "Наполеон". В 1911 году Сергиевская земская учебно-показательная мастерская выпускала от 2- до 24-местных матрешек двадцати одного вида. Деревянная матрешка оказалась настолько выразительной, что из игрушки превратилась в традиционный русский сувенир. На всемирной выставке в Париже в 1900 году она получила всеобщее признание. После переименования Сергиева Посада в Загорск в 1930 году стиль росписи матрешек стал называться загорским. Сейчас городу вернули старое название. Сергиевская матрешка — это круглолицая девушка в платке и сарафане с передником, роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий). Линии лица и одежды обведены черным контуром. Художники расписывают фигурки без подготовки поверхности — прямо по дереву гуашью, после росписи иногда поверхность лакируют. Для изготовления матрешек используют сухую березу или липу, из заготовок на токарном станке вытачивают фигурки, сначала самую маленькую, неразъемную, затем последующие. Все фигурки обрабатывают абразивной шкуркой. Матрешки изготавливаются одноместными, двух-, четырех-, шести-, восьми- и более местными. К знаменательным датам делают пятидесяти-, шестидесятиместные, первая бывает высотой около метра, а самая маленькая — менее одного сантиметра (так к празднованию 50-летия Советской власти загорские мастера изготовили 60-местную матрешку, а семеновские мастера отправили в Японию на выставку "Экспо-70" 70-местную матрешку метрового роста). Художники В.И.Соколов, С.М.Хованский, А.И.Шишкин и др. Кроме сергиевской (загорской) известны семеновская, мериновская, полховская, а также вятская матрешки.
     Город Семенов расположен в 70 км от Нижнего Новгорода. Этот город знаменит своим художественным промыслом — хохломской росписью. Изготовление игрушек было побочным ремеслом для семеновских мастеров, которое они переняли у сергиевских художников. Первая матрешечная артель была организована в 1929 году, она объединила мастеров-игрушечников Семенова и близлежащих деревень. Село Мериново находится возле города Семенова, в 1922 году мастер А.Майоров купил сергиевскую игрушку, он выточил похожую игрушку и расписал вместе с дочерьми, с тех пор это ремесло стало основным для мериновских умельцев. Отличительные черты семеновского стиля — простое решение образа и своеобразная роспись, напоминающая пышный букет. Если сергиевская матрешка — приземистая и плотная, ее верхняя часть плавно переходит к утолщенной, то семеновская более вытянутая, стройная. Роспись выполняется по крахмальному грунту, рисунок пером расцвечивается анилиновыми красками.
    На юге нижегородской области есть старинное русское село Полховский Майдан. Первый станок завел на селе крестьянин Никита Авдюков (вскоре после войны с французами), тогда стали изготавливать посуду. А в конце 20 годов XX века, задумали точить русскую игрушку, организовали артель "Красная заря". Теперь всем селом точат игрушки. Народные мастера очень ценят анилиновые краски, хотя многие горожане считают их вульгарными. Академик Лихачев так объяснил это несоответствие: "Предметы народного искусства созданы для глаз, которые большей частью проводят свою жизнь на ярком свету, а для русского севера — еще и на белом свету полгода лежащего снега. Глаз привык к свету, к его яркости, а отчасти и утомлен его белой или зеленой однообразностью. Поэтому краски подбираются по контрасту к зеленому и чтобы оживить однообразие белого". Особенности полховской матрешки: подчеркнуто вытянутая форма с жестко очерченной головой, роспись по предварительно нанесенному контуру, сделанному тушью. Окраска производится по грунтовке крахмалом, после нее изделия дважды или трижды покрывают прозрачным лаком. Лучшие деревенские красильщицы: Л.Бузденкова, Л.Дегтева, Е.Казакова, П. и М. Штырковы, Н.Игнатьева, М.Киселева, А.Макарова. Наиболее известные полховско-майданские мастера — токарь П.Е.Сентюрев и его дочь Л.П.Сентюрева.
     Наиболее сложная технология изготовления у вятской матрешки, в росписи там используются анилиновые краски, кроме того применяется инкрустация соломкой. На сегодняшний день самым популярным является сергиевский стиль: шаль, передник и сарафан, а также смелое сочетание цветов.
    На моем сайте представлены несколько наперстков-матрешек. Все они выполнены в Сергиевом Посаде. Мне неизвестно изготавливают ли наперстки-матрешки в других признанных матрешечных центрах, хочется надеяться, что да.

Примечание.
    Вообще-то в происхождении матрешки есть еще немало темных пятен, хотя, казалось бы, не так уж и много времени прошло с момента ее появления на свет (около ста лет). Но чем больше изучаешь специальную литературу, тем меньше ясности в этом вопросе. Все сходятся в одном: к изготовлению матрешки приложили руку два человека — токарь Звездочкин (встретилось и такое прочтение его фамилии — Звездочетов) и художник С.В.Малютин. Правда, тут тоже не все слава богу. Где-то утверждается, что художник создал только эскиз деревянной куклы, где-то, что он самолично расписал первый экземпляр, выточенный токарем (кстати, этот первый экземпляр находится сразу в трех разных музеях, ни больше, ни меньше!). Насчет количества вложенных друг в друга красавиц единства тоже не наблюдается. Кто-то утверждает, что их было семь, кто-то, что восемь. Да и вообще встретилось и такое мнение: сначала вовсе и не матрешку сделали! А выточил Звездочкин "витязей прекрасных" под руководством дядьки Черномора (т.е. Черномор был в виде фигурки, а не Звездочкиным руководил, конечно!), затем бояр, а уж только потом и матрешка появилась на свет. Насчет прообраза матрешки. Все сходятся на том, что это был Фукурума, добродушный лысый мудрец, который был привезен из Японии женой Мамонтова. Варианты: завезен в Москву в игрушечную мастерскую "Детское воспитание"; привезен в Талашкино, где тогда работал С.В.Малютин, княгиней М.К.Тенишевой из Парижа (там проходила японская выставка). Варианты с Фукурумой: он был в виде набора уменьшающихся фигур, вставленных друг в друга; он был просто одиночной фигуркой, а идея набора фигур возникла из-за китайских резных костяных шаров, вложенных друг в друга либо берестяных туесков, которые также вкладывались один в другой (вариант: ярко раскрашенные пасхальные яйца из дерева — "писанки", также вкладывающиеся одно в другое). А возможно, Фукурума и не Фукурума вовсе, а ... Дарума! Божок такой с одним глазом, исполняющий желание, когда исполнит, ему пририсовывают другой. Жаль, нет у нас в России такого божка, а без него, похоже, никак в этом запутанном матрешечном вопросе не разобраться. Но это так, ради красного словца. Разбираться, конечно же, будем. Легенды, легендами, а истина где-то рядом.

Разбираемся помаленьку:
Кто придумал матрешку
Старинные матрешки

"Матрешка"
23x20мм
дерево
Русские наперстки Русские наперстки
"Матрешка"
23x20мм
дерево
Русские наперстки Русские наперстки
"Матрешка"
25x18мм
дерево
Русские наперстки Русские наперстки
"Матрешка"
25x18мм
дерево
Русские наперстки Русские наперстки
"Дед с репкой"
29x19мм
дерево
Русские наперстки Русские наперстки
"Бабка"
30x19мм
дерево
Русские наперстки Русские наперстки
"Внучка"
16x19мм
дерево
Русские наперстки Русские наперстки
"Матрешка"
27x18мм
дерево
Русские наперстки Русские наперстки
"Матрешка"
27x18мм
дерево
Русские наперстки Русские наперстки
"Матрешка"
30x20мм
дерево
Русские наперстки Русские наперстки
"Матрешка"
30x20мм
дерево
Русские наперстки Русские наперстки
"Матрешка"
30x20мм
дерево
Русские наперстки Русские наперстки
"Матрешка"
20x20мм
дерево
Русские наперстки Русские наперстки
"Игольница"
90x38мм
дерево
Игольница Игольница




Автор статей Ирина Сотникова

Использованная литература:
Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. — М.: Знание, 1984.
Барадулин В.А. и др. Основы художественного ремесла. — М.: Просвещение, 1979.
Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М.: Высшая школа, 1986.
Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке. — М.: Детская литература, 1977.
Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. — Л.: Лениздат, 1974.
Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. — М.: Высшая школа, 1980.
Федотова Т.П. Вокруг Ростова Великого. — М.: Искусство, 1987.
БСЭ. Изд. 3-е. — М.: СЭ, 1970-1978.
Города России: энциклопедия. — М.: БРЭ, 1994.
Грицюк В. И в радость, и в доход. — "Родина", 1995.9
Кирсанова Р. Япона Матрена. — "Родина", 2005.10

При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на сайт "Русские наперстки" обязательна.




  ///   на главную   ///   следующая   ///   наверх   ///  

Rambler's Top100