РУССКИЕ НАПЕРСТКИ

RussianEnglish
Главная
Новости
История
Настоящее
Художники
Заводы
Промыслы
Музеи
Рабочие
Статьи
Литература
Иностранные
Коллекция
Хранение
Публикации
Об авторе
Приложение
Гостевая

Наперстки золотого периода Климта в Бельведере

    Продолжу неспешный рассказ о наперстках Вены. Вот чем мне нравится Вена, а она мне действительно нравится, хотя я и думала, что не очень Бельведер Наперсток понравится, но это было до поездки. Говорят, что путешественники любят либо Вену либо Прагу, другого не дано. Поскольку в Праге я была ранее много лет назад и она мне очень понравилась, то Вена получается в пролете. К тому же Вена — имперский город, а как известно Санкт-Петербург тоже имперский, но ведь с Петербургом никакой другой город сравниться не может по определению — поэтому вывод ясен.
Короче, все эти умозаключения можно выкинуть в корзину, потому что практика совсем не сходится с теорией, в данном случае, конечно. Гете сказал красивее: "Теория, мой друг, суха, а древо жизни пышно зеленеет". И да, напомню, хотела отметить, чем мне нравится Вена, но отвлеклась, хотя не напрасно. Сравнение с Прагой напрашивается, не надо кстати сравнивать эти города. Думаете сама себе противоречу? А вот и нет. Вена и Прага дополняют друг друга. Считаю, гениальной (как говорится: скромность — путь в неизвестность) идею, посетившую меня, охватить эти два города за одну поездку. Судите сами. Прага — город созданный для прогулок, нам повезло: погода была прекрасная и мы много гуляли. Вена — город музеев, погода была ужасная, мы посетили кучу музеев. Как вам выражение "куча музеев"? Но что же делать, если в Вене их и правда целая куча, мы еще самые знаковые выбирали. Я — любитель музеев, поэтому Вена мне очень понравилась (вот ответ на вопрос: чем мне нравится Вена). Все не просто просто, а очень просто. Для чего я тут распинаюсь? Ну не просто так, конечно (что-то слишком много слова "просто", хотя Вена совсем не проста). Все венские наперстки приобретены в музеях (вот зачем изложенное выше). Наперсток Сиси приобретен в Хофбурге, два других наперстка в музее Бельведер. Бельведер — музей замечательный, т.к. там царит Климт.
Густав Климт — австрийский художник, яркий представитель Модерна. Мне он очень нравится, поэтому, когда я увидела в сувениром магазине при музее два наперстка, украшенных изображениями с картин Климта, не задумываясь купила их. Хотя по качеству фарфора они и близко не стояли с наперстком Сиси, там фарфор прекрасный: тонкий белый с клеймом известной в наперсточных кругах фирмы. Тут фарфор, скажем, сильно так себе, хотя не поручусь, что китайский, может и нет, очень кстати белый, без опознавательных знаков, но довольно толстый. Но тут важен декор. Он хорош — два программных произведения Климта — "Поцелуй" и "Юдифь и голова Олоферна". Придя в музей, сразу при входе видишь "Поцелуй", изображенный на большом плакате специально для фотографирующихся, но там никого нет, все фотографируются в зале с настоящим "Поцелуем": толпы китайцев, делающих селфи. Сложно фотографировать. Было. Сейчас наверное просто. Опять это просто, хотя все очень не просто на самом деле. Эх.

Так вот. Очень кратенько. Густав Климт — австрийский художник (1862-1918), яркий представитель австрийского модерна. На самом деле этот стиль в искусстве (модерн) в разных странах назывался по-разному. В России он назывался модерн. В других странах по-другому. Например, в Австрии этот стиль назывался "сецессион". Сецессион был создан в 1897 году несколькими австрийскими художниками, включая Климта из-за того, что картины последнего не были приняты на выставку в консервативном венском Доме художников. В следующем году недалеко от площади Карлсплац в Вене был построен выставочный павильон "Сецессион". За восемь лет существования (1897-1905) члены Сецессиона провели более двадцати выставок.
Картины, которые использованы в декоре наперстков, написаны в Золотой период творчества Климта (1898-1909). Золотым период назван из-за золотой краски и настоящего листового сусального золота, использованного во многих произведениях. Климт очень любил византийские мозаики, его иногда называли чужеземцем из Византии.
Самым известным произведением Золотого периода Климта является "Поцелуй" (1907—1908), который экспонируется в Галерее Бельведер. Некоторые исследователи считают, что на полотне изображен сам художник и его возлюбленная Эмилия Флеге.
Вторая картина "Юдифь и голова Олоферна" или "Юдифь I" (1901г.) также экспонируется в Галерее Бельведер (там она называется просто "Юдифь" без Олоферна и цифр), но мы ее не видели, т.к. она с апреля по октябрь 2019 года была на выставке в Японии. Моделью для картины послужила Адель Блох-Бауэр (1881—1925), дочь генерального директора венского банковского союза Морица Бауэра, которая в 18 лет вышла замуж за Фердинанда Блоха. Жаль, конечно, что подлинник мы не видели, есть только путеводитель, на обложке которого кстати помещена "Юдифь", а не "Поцелуй". То есть картина тоже замечательная, хотя и небольшая 84x42 сантиметра. "Поцелуй" — 180x180 сантиметров. Но это тот случай, когда размер не имеет значения.



Автор Ирина Сотникова


3 сентября 2020г.

Статья "Наперсток Сиси в музее Хофбург".

При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на сайт "Русские наперстки" обязательна.




Бельведер

Наперсток Поцелуй

Наперсток Юдифь

Поцелуй. Климт

Сецессион



///   на главную  ///   следующая  ///   наверх  ///  

Rambler's Top100