РУССКИЕ НАПЕРСТКИ

RussianEnglish
Главная
Новости
История
Настоящее
Художники
Заводы
Промыслы
Музеи
Рабочие
Статьи
Литература
Библиотека
Иностранные
Коллекция
Хранение
Публикации
Об авторе
Приложение
Гостевая

ОТРАЖЕНИЕ В ЗЕРКАЛЕ

(Небольшое расследование)

Русские наперстки     Картина, приписываемая Григорию Сороке, "Отражение в зеркале" находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Как известно, на ней кроме прочего изображен наперсток.
    В музее, кстати, эту картину я не искала. Правда, у нас имеется каталог живописи XVIII - XX в.в. Государственного Русского музея. Любопытства ради заглянула туда. Каково же было мое удивление, когда под искомой картиной не нашла надпись — Г.Сорока. Григорию Сороке картина даже не приписывается. Она находится в разделе "Произведения, авторы которых не установлены": Отражение в зеркале. Вторая четверть XIX века. Масло, холст. 41.5 x 38.5 Поступила в 1918 году от Л.И.Михайлова.

    В альбоме "Из истории реализма в русской живописи" (Москва, Изобразительное иск., 1982) помещена цветная репродукция с подписью: "Неизвестный художник второй половины XIX века. Отражение в зеркале". Внизу небольшое пояснение: "Некоторыми исследователями картина приписывается кисти Г.В.Сороки. Технологическое исследование холста, грунта и красочного слоя, проведенное в Русском музее в 1974 г., не подтвердило этого авторства. Однако некоторые особенности и стилистика картины — обыденность натюрморта, крестьянский типаж, интерес к предметному миру, тщательность передачи натуры — позволяют отнести картину к произведениям школы Венецианова."

    Взяла в библиотеке книгу В.М.Обухова "Григорий Сорока" (М. Искусство, 1982). Цитирую: "Автор книги относит "Отражение в зеркале" к произведениям Сороки, несмотря на то, что в каталоге выставки "Григорий Сорока. 1823-1864" (Л., 1975, с.84) эта работа отнесена к произведениям, лишь приписанным Сороке". И о картине: "Фактически перед нами натюрморт. Натюрморт с Русские наперстки зеркалами. Но эти зеркала привносят в картину совсем особую жизнь. Они отражают в себе двух женщин, занятых обычными делами, обычными разговорами, — человеческая жизнь оказывается погруженной в натюрморт, и вещи оживают, раскрываются вовне, теряют в какой-то мере свою замкнутость.
    Торжественное величие предметов, их строгая замкнутость несколько смягчаются острым ощущением осязательной ценности вещей, их материальности. Начатки эстетического отношения к предметам ощущаются в трактовке серебряного наперстка, шелковой, туго набитой подушки, полированной, красного дерева шкатулки.
    Большая часть предметов дается в отражении. В них уже нет прежней "данности", сама их явленность иллюзорна. Наш взгляд, лишь дважды преломившись, достигает того уголка, в котором сидят женщины. Почти невозможно определить, где они действительно находятся — не как отражения, а как реальные люди. Как "данность" воспринимается нами не столько само их бытие, сколько тихость, интимность этого бытия, объемлющая и нас. Мы словно ощущаем тяжесть "придвинутых" к нам предметов: зеркала, наперстка, куска ткани.
    Женщины, изображенные на картине, как и герои больших пейзажей, своими жестами, действиями, позами никак не соотнесены со зрителем. Они совершенно не ощущают устремленного на них взгляда художника, не позируют ему ни в коей мере. Но эта естественность и независимость их бытия объясняется лишь особой позицией художника (и зрителя) по отношению к тому уголку, где эти женщины находятся, позицией, созданной игрой отражений. Сама интимность их существования, его естественность становится объектом изображения и эстетического наслаждения. Возникает ощущение хрупкости, неустойчивости этого протекающего в зеркальной глубине, не потревоженного посторонним взглядом быта. Прекрасно переданная, почти осязаемая объемность и материальность предметов переднего плана еще более усиливают это впечатление."


    В книге Ю.Я.Герчука "Живые вещи" есть очень хорошая цветная иллюстрация картины "Отражение в зеркале" (она приведена на этой странице). Автор указывает, что картина конца 1840-х годов приписывается Г.Сороке. О самой картине рассказывается так: "Она поражает необычной для своего времени фрагментарностью и остротой композиции. Большое зеркало в тяжелой раме красного дерева изображено в упор, вплотную, так, что оно даже не помещается на холсте. Перед ним, на аванплане оставленное шитье — жемчужно-белая ткань, моток ниток, поблескивающие ножницы, игольник, наперсток — те уютные принадлежности домашнего тихого труда, которые мы уже встречали <...>. Но теперь они заняли в картине главное место, отодвинув в неясную глубину зеркала простую жанровую сценку — двух беседующих женщин. Такое же шитье лежит перед одной из них и связывает как будто бы замкнутую в себе группу с натюрмортом через сложную систему пространств, планами уходящих в зеркало.
    Изображение зеркала, отражения всегда придает картине какую-то иррациональность, романтическую напряженность. Иллюзорное пространство картины получает в отражении новую степень отвлеченности. Появляется еще одна картинная плоскость, почти что параллельная настоящей, а за ней — вывернутый мир, отражение чего-то находящегося на самом деле не там, а здесь, чуть ли не рядом со зрителем, в его, а не картинном пространстве. Так рама зеркала и натюрморт перед ней оказываются единственным, что в картине материально и прочно. Лишь они в своем твердо определенном месте, все прочее вращается вокруг них в таинственном преломлении пространств, оттеняющем спокойную простоту и осязаемую реальность вещей. В них живет дух ясности и порядка, вопреки их свободному и как будто случайному размещению. Белая ткань аккуратно приколота к шелковой подушке для иголок, шитье не брошено, а лишь ненадолго оставлено, и медленный ритм неторопливой работы застыл в мягких, плавно льющихся складках".


    Вот такое загадочное это "Отражение в зеркале".

Автор Ирина Сотникова

Использованная литература:
Каталог живописи XVIII - XX века Государственного Русского музея. — Л.: Аврора и Искусство, 1980.
Из истории реализма в русской живописи. — М.: Изобразительное иск., 1982.
Обухов В.М. Григорий Сорока. — М.: Искусство, 1982.
Герчук Ю.Я. Живые вещи. — М.: Советский художник, 1977.


Благодарю С.Нарожную за присланные цитаты "Из истории реализма в русской живописи".

При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на сайт "Русские наперстки" обязательна.




///   на главную  ///   следующая  ///   наверх  ///  

Rambler's Top100