РУССКИЕ НАПЕРСТКИ

RussianEnglish
Главная
Новости
История
Настоящее
Художники
Заводы
Промыслы
Музеи
Рабочие
Статьи
Литература
Библиотека
Иностранные
Коллекция
Хранение
Публикации
Карта сайта
Об авторе
Ссылки
Приложение
Гостевая
Форум

Мейсенский фарфор

    Возникновению фарфора в Европе мы обязаны, как ни странно, одному властителю, который Мейсен. Рис.1 очень любил роскошь. Дорогой азиатский фарфор в те времена был настоящей роскошью, поэтому многие пытались открыть его секрет, но все было напрасно. Неудивительно, что вышеозначенный властитель Август Сильный, если выражаться деликатно, "сумел закрепить" за своим двором алхимика Иоганна Бёттгера. Сначала этому ученому человеку было велено "путем суровых угроз" получить, ни больше ни меньше — золото из неблагородных материалов. Многолетние опыты ни к чему не привели, хотя ему помогал другой известный ученый, математик и физик, Вальтер фон Чирнхаузен, после смерти которого Бёттгер изобрел фаянс очень хорошего качества, так называемую коричневую каменную массу, над разработкой которой ученые также работали вместе, но Чирнхаузен умер до ее открытия, было это в 1708 году, а в 1709 году, наконец, был изобретен твердый фарфор. 28 марта 1709 года Бёттгер сообщил о своем открытии в придворную канцелярию, спустя год 6 июня 1710 года была основана фарфоровая мануфактура, самая первая в Европе. Она была расположена в хорошо укрепленной крепости Альбрехтсбург (Рис.1) для защиты секрета фарфора от желающих его позаимствовать, а таких было немало. Первые изделия из фарфора были представлены на Лейпцигской ярмарке в 1713 году, но запредельные цены отпугивали покупателей.
В 1719 году Бёттгер, который был администратором мануфактуры, умер, но на следующий год из Мейсен. Рис.2 Вены прибыл Иоганн Герольд (1696-1775), с этим мастером Мейсенской мануфактуре крупно повезло. Герольд стал известнейшим художником по фарфору своего времени, который создавал декоры, творчески перерабатывая китайские образцы, а также голландскую и французскую жанровую живопись, особенно детали из картин Антуана Ватто. Кроме того художник занимался исследованиями керамических красок, благодяря чему его палитра была необычайно богата.
В 1735 году Герольду удалось освоить кобальтовую подглазурную живопись с излюбленным декором "Blue Onion Pattern" ("Zwiebelmuster") (Рис.4), т.е. синий луковый узор, который постепенно приобрел необыкновенную популярность и стал визитной карточкой мейсенского фарфора.
Другим важным человеком для мануфактуры стал Иоганн Кэндлер (1706-1775гг.), только он был Мейсен. Рис.3 мастером-моделировщиком — создавал форму изделий. Говорят, что его талант заметил сам Август Сильный, который в 1731 году пригласил художника на свое предприятие и сразу поставил вровень с предшественником Кирхнером. Перед мастером была поставлена сложная задача: создать из фарфора крупных зверей, экзотических птиц и охотничью дичь. Ему пришлось решать большие технические проблемы при создании и обжиге крупной пластики из тонкого материала, но он все же создал огромное число фигур и групп, а также другие изделия, например, "Лебединый сервиз" для Брюля, состоящий из двух тысяч предметов. В конце жизни мастер мечтал выполнить сложную технически монументальную скульптуру Августа III на коне, но она не была осуществлена из-за причин, не относящихся к творчеству. К мастеру был даже приставлен французский скульптор Мишель Асье, т.к. его творчество стало считаться устаревшим, что воспринималось великим Кэндлером с горечью.
Расцвет мануфактуры при Кэндлере подтверждается не только прекрасными художественными достижениями, но и количеством персонала. Так в 1711 году на предприятии работало 40 человек, а в 1765 году уже 731 человек, что подтверждает популярность мейсенской мануфактуры по сравнению с другими уже появившимися в Европе фарфоровыми производствами.
В период управления мануфактурой Марколини (1774-1814) в соответствии со стилем той эпохи Мейсен. Рис.4 оформление изделий выполнялось в строгом стиле, появилась декоративная живопись с изображением цветов, достигшая позднее в XIX веке при Керстинге и Браунсдорфе больших высот. Еще в 1764 году при мануфактуре была открыта школа рисования для обучения мастеров, в XIX веке там преподавал известный немецкий художник Людвиг Рихтер (1828-1836гг.). В дальнейшем под руководством директора Иоганна Кюна (1849-1870) все технические процесы были доведены до совершенства, введены круглые печи, а также появилось не теряющее блеска золочение. В 1865 году завод был переведен из крепости Альбрехтсбург в новое здание в Трибиштале (Рис.2). Там был открыт выставочный зал (закончен в 1916 году) с изделиями мейсенской фарфороой мануфактуры, который ежегодно посещали свыше 200 тысяч человек.
В начале XX века новые пути в творчестве открывали Эрих Гезельс (модельер) и Август Ахтенгаген (живопись), а также скульпторы Пильц, Ярл, Гаул, Вальтер.
Подлинную связь с великой эпохой Кэндлера удалось создать Паулю Шойриху, его фигуры Мейсен. Рис.5 доказывают, что настоящему мастеру удается в старые формы вдохнуть новые идеи. Паулю Бернеру принадлежат разнообразные сосуды, бесчисленные монеты и жетоны, а также решение технически сложной проблемы, которой в 1737 году успешно занимался Кэндлер, а именно фарфоровые колокольчики.
После передачи мануфактуры народу необходимо было сохранить многовековые традиции, но также соответствовать современности, что прекрасно удавалось, благодаря разработкам профессоров Кремера и Драке, а также Эме и Штрука.

Для того, чтобы разъяснить, чем же все таки отличается мейсенский фарфор от изделий прочих фарфоровых мануфактур, кратко поясним, что же такое фарфор. Фарфор — это один из видов керамики, к которой также относятся терракота, майолика, фаянс, каменная масса.
Сырая фарфоровая масса представляет собой смесь мелкозернистых или тонко помолотых минералов, основной частью которых является фарфоровая Мейсен. Рис.6 глина или каолин, вторая часть — полевой шпат, третья часть — кварц. Все это перемешивается в барабанных мельницах и мешалках с последующим обезвоживанием на фильтрпрессах до состояния,позволяющего полученную массу месить и формовать. Далее заданная форма фарфоровой массе придается вращением или формовкой, а шликеру, приведенному в жидкое состояние химикатами — заливкой. После просыхания изделия прокаливают при 900-1000°С. Эти сильно пористые изделия погружаются в глазурь. Затем происходит обжиг изделий при 1450°С в печи. Готовый белый фарфор сортируется и на него вручную наносится рисунок. Если рисунок подглазурный — то его наносят до погружения в глазурь.
Мейсенский фарфор во многом отличается от вышеописанного. Уже свыше 150 лет в распоряжении предприятия находятся залежи каолина, доступные только ему одному. Сырой каолин, добываемый из карьера Зайлитц, расположенный на северо-западе от Мейсена, перерабатывается на собственных Мейсен. Рис.7 отмучивающих установках в глину тонкого помола, не имеющую себе равных по качеству. Для полевого шпата используются лишь выборочные сорта скандинавского сырья. Кварц не добавляется к мейсенской массе, а доля каолина очень велика, поэтому масса очень пластична и позволяет создавать тонкие изящные изделия, которые, правда, требуют высокотемпературного долгого обжига, что удорожает процесс производства, но зато улучшает такие качество фарфора, как прочность, сопротивление температурным колебаниям и химической агрессивности. Высокая температура обжига позволяет применять особенно устойчивую и прочную глазурь. Белизна, тонкость мейсенского фарфора не имеет себе равных.
При формовке изделий применяется ручной труд, уделяется огромное внимание тщательнейшей отделке изделий. Глазурование, сортировка, шлифовка — все это производится с необыкновенной аккуратностью, все видимые глазу недостатки устраняются. Завершающим аккордом является нанесение декора исключительно вручную, причем высококвалифицированным персоналом, обучение которого происходит во все той же школе рисования, открытой еще в 1764 году. Особенно талантливых учеников посылают на обучение в Академию художеств. Отдел живописи является самым крупным и составляет примерно половину всех работающих на предприятии.
Количество декоров превышает количество форм сервизов, появляются новые декоры, хотя любой узор, созданный века назад, может быть повторен в соответствии с оригиналом. Краски, используемые на мейсенской мануфактуре уникальны: они изготавливаются по рецептам эпохи Герольда. Белый фарфор не покидает предприятие, за исключением фигур, которые помимо принятого в 1723 году клейма в виде скрещенных подглазурных мечей, получают особое обозначение — белый штемпель (Рис.3).
Особенностью мейсенского фарфора является его необыкновенная роспись, к которой можно отнести меднозеленую роспись, натуралистическую живопись (с изображением цветов, морских пейзажей, фигур, дичи, рыб и птиц), а также "настоящее матовое золото".
Чуть подробнее остановимся на декорах фарфора. Мейсенские цветы непревзойденны, они являются результатом многолетнего опыта, их копируют на других мануфактурах, но не могут достичь мейсенского совершенства.
"Индианская" живопись более старая, она возникла еще при Герольде, который используя восточноазиатские мотивы, созавал свои собственные декоры (Китай тогда называли Вест-Индией). "Индианская" живопись требует от мастера особых способностей в технике рисования, при этом используются яркие и контрастные сочетания красок.
Фигурная живопись облагораживает материал, а не скрывает недостатки. Достойные мейсенских мастера встречались и на других мануфактурах, но только в прошлом, да и то нечасто.
"Коралловый узор с драконами" (Рис.5) был создан в 1734 году в раннюю эпоху Герольда. Красивое сочетание ярко красного цвета с золотым на белоснежной мейсенской глазури классической формы сервиза "Новый вырез краев", созданного около 1745 года Кэндлером.
Мотивы живописи французского художника Ватто впервые были использованы в росписи посуды для королевского двора в 1740 году. С 1765 года и другие заказчики могли приобретать такую посуду. В этой живописи используется меднозеленая краска в сочетании с золотом. Форма посуды "Новый Марсель" создана Кэндлером (Рис.6).
Предметы столового сервиза "Глубокий вырез краев" с "декоративной живописью с изображением цветов Вернера" (Рис.7) являются значительным вкладом в современное искусство оформления фарфора. Для этих сервизов применяются и другие декоры: "Тысяча и одна ночь", "Хороводы цветов", "Живопись с изображением охоты Вернера", "Лесная листва", "Охотничьи рассказы".
Краткий рассказ о декоре мейсенского фарфора дает представление о его многообразии, ему посвящены целые фолианты, т.к. история первого в Европе предприятия по изготовлениию фарфора насчитыват уже триста лет. Были в этой истории свои взлеты и падения, но неизменно фарфор из Мейсена вызывает восхищение не только ценителей и профессионалов, но и всех тех, кому посчастливилось прикоснуться к этому чуду.


Автор Ирина Сотникова

6 февраля 2011г.

Использованная литература:
Народное предприятие Государственная фарфоровая мануфактура в Майсене ГДР. Из ее истории и о ее творческой работе.
БСЭ. Изд. 3-е. — М.: СЭ, 1970-1978.





При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на сайт "Русские наперстки" обязательна.


© Ирина Сотникова, 2011




///   на главную  ///   следующая  ///   наверх  ///  

Rambler's Top100