РУССКИЕ НАПЕРСТКИ

RussianEnglish
Главная
Новости
История
Настоящее
Художники
Заводы
Промыслы
Музеи
Рабочие
Статьи
Литература
Библиотека
Иностранные
Коллекция
Хранение
Публикации
Карта сайта
Об авторе
Ссылки
Приложение
Гостевая

Заводы



Ломоносовский фарфоровый завод

История

    Ломоносовский фарфоровый завод — первый фарфоровый завод России, и этим все сказано. Он самый старый российский фарфоровый завод (создан в 1744 году) и самый лучший, что неудивительно. Ведь это Императорский фарфоровый завод, рука не поднимается написать "бывший Императорский". Он был создан Русские наперстки по приказу императрицы Елизаветы для того, чтобы изготавливать фарфор для царского двора. Его маркировки это подтверждают, ведь со смертью очередного царя менялась и маркировка. Но самая первая, как ни странно, была не императорская, она представляла собой букву W и год изготовления, например, 1749, как на чашечке с виноградными гроздьями и листьями. Eсли вдруг у вас окажется фарфоровый предмет с такой маркировкой, то вы счастливчик, ведь таких маркированных изделий в мире всего только девять, семь из них хранятся в музеях России, два в частных коллекциях. Это самые дорогие на свете вещи, по крайней мере, для любителей русского фарфора. Так вот о чашечке, она не случайно украшена виноградом и маркирована буквой W, ее автор сам Дмитрий Иванович Виноградов — отец русского фарфора. Это уникальный человек: талант, помноженный на образованность. Родился он в Суздали в 1720 году в семье протопопа, отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам, поэтому отдал его в Славяно-греко-римскую академию (так называемые Спасские школы), расположенную на территории московского Заиконоспасского монастыря. Там Виноградов познакомился с Ломоносовым, он был еще ребенком, ему не было и 13 лет, а Ломоносов был уже юношей девятью годами старше. Судьба навеки связала этих двух людей: и в юности они шли рука об руку и после смерти спаяны накрепко, ведь дело всей жизни Виноградова — Порцелиновый завод назван Ломоносовским фарфоровым заводом. Это еще один пример загадочности русской души, почему завод не назвали Виноградовским, я понять не могу.
     После окончания академии друзья попали в Петербург, где учились в Петербургской академии, завершили образование они в Германии, сначала в Марбургском, а затем во Фрейбергском университетах.
    После возвращения Виноградова в Россию в 1744 году, императрица направила его на только что основанный в Петербурге Порцелиновый завод. Там ему пришлось биться над разгадкой секрета фарфора.
    Как известно, впервые фарфор был изобретен в Китае в VII-VIII веках. В Европу купцы завезли фарфор в XII веке и с тех пор европейцы тщетно пытались разгадать его тайну.
    В России самой ранней китайской фарфоровой вещью считается сулея (сосуд для вина) царевича Ивана, сына Ивана Грозного.
    Несколько столетий формула фарфора оставалась неизвестной европейцам, и вот двое ученых химик Бетгер и физик Чирнхауз, наконец, узнали ответ. В 1710 году в Саксонском городе Мейсене была открыта первая в Европе фарфоровая мануфактура. С тех пор Мейсен звучит, как музыка, в ушах тех, кто влюблен в фарфор. Мейсенский фарфор XVIII века коллекционируют только весьма состоятельные люди, простым смертным это не по карману, они могут лишь любоваться мейсенским чудом в музеях.
    Еще Петр I хотел завести в России свое фарфоровое производство, он даже подкупал китайцев, чтобы овладеть секретом, но при его жизни русского фарфора не удалось создать. При Елизавете в Россию был приглашен иностранный специалист по фамилии Гунгер, который оказался мошенником, вот тогда к работе и привлекли Виноградова. Молодому ученому (ему было 24 года) предстояло не только найти химический состав фарфоровой массы, но и организовать производство, что было непростым делом. Виноградов сочетал в себе талант теоретика и практика, что встречается не так уж часто. Через много лет Виноградов писал: "каким трудностям дело порцелина подвержено есть". Как настоящий ученый Виноградов создал монографию "Обстоятельное описание чистого порцелина". Этот труд дошел до нас не полностью, самые главные части исчезли, видимо их украли, чтобы использовать в другом производстве.
     Что касается терминов. Слово порцелин означает поросенок (porcellino по-итальянски). Так сразу и не поймешь, почему. Просто фарфор напоминал морские раковины, вынутые из воды, в свою очередь похожие на поросят. Слово порцелин до сих пор употребляют в Европе. В России слово фарфор произошло, видимо, от арабского слова "фахфури", что означает императорский, так на востоке называли самый лучший фарфор, предназначенный для высочайших особ.
    Виноградов умер в 1758 году, а в 1765 году "Порцелановая ее величества мануфактура" получает новое название "Императорский фарфоровый завод". В основном завод работал для царской семьи и знатных заказчиков: отсюда высочайшее качество фарфора и его отделки. После революции 1917 года завод переименовали в "Государственный фарфоровый завод", в 1925 году в связи с 200-летием академии наук, заводу присвоили имя Ломоносова (странная, на мой взгляд, логика). Ломоносов — гениальный русский ученый, много сделавший для России, но завод было бы логичнее назвать им. Виноградова, но этого не случилось.

Наперстки Ломоносовского фарфорового завода

    Сейчас качество изделий Ломоносовского фарфорового завода остается на высочайшем уровне, заложенном еще Дмитрием Виноградовым. В последнее десятилетие среди других замечательных изделий появились и фарфоровые наперстки. Они очень изящны и красивы, на каждом имеется клеймо ЛФЗ, они такие тонкие, что их страшно держать в руках, качество фарфора превосходное. Все наперстки, кроме одного, изготовлены из твердого фарфора в разных формах: колокольчик, шлем, купол, короб. Темы росписи весьма разнообразны, самая известная — это "Кобальтовая сетка", ручная роспись с золотом — фирменная роспись ЛФЗ. Один наперсток стоит особняком — это роза. И наперсток, и роза выполнены из костяного фарфора вручную — наперсток методом ручного литья, роза вылеплена. Метод ручного литья: в гипсовую форму заливают жидкую фарфоровую массу (шликер), гипс впитывает в себя воду из шликера и постепенно на стенках формы образуется плотный фарфоровый слой. В отличии от западных заводов, на которых цветы отливают или отминают в фарфоровых формах, у наперстков ЛФЗ каждая роза уникальна, так как лепится вручную, и поэтому цветы никогда не повторяются.

Неизвестный наперсток ЛФЗ

Неизвестные наперстки ЛФЗ



"Роза"
(наперсток с лепниной)
Форма: сувенирная
32x22мм
костяной фарфор
ручная работа
Ломоносовский фарфоровый завод
" Кобальтовая сетка"
Форма: шлем
30x25мм
фарфор
Ломоносовский фарфоровый завод
" Бабочки"
Форма: шлем
30x25мм
фарфор
Ломоносовский фарфоровый завод Ломоносовский фарфоровый завод Ломоносовский фарфоровый завод
" Храм"
Форма: купол
24x22мм
фарфор
Ломоносовский фарфоровый завод Ломоносовский фарфоровый завод Ломоносовский фарфоровый завод
" Зимушка"
Форма: короб
25x22мм
фарфор
Ломоносовский фарфоровый завод Ломоносовский фарфоровый завод Ломоносовский фарфоровый завод
"Рождество"
Форма: короб
25x22мм
фарфор
Ломоносовский фарфоровый завод Ломоносовский фарфоровый завод Ломоносовский фарфоровый завод
" Плодородие"
Форма: колокольчик
27x20мм
фарфор
Ломоносовский фарфоровый завод Ломоносовский фарфоровый завод
" Орнамент"
Форма: колокольчик
25x20мм
фарфор
Ломоносовский фарфоровый завод Ломоносовский фарфоровый завод
" Фрегат"
Форма: колокольчик
25x20мм
фарфор
Ломоносовский фарфоровый завод Ломоносовский фарфоровый завод
Клеймо ЛФЗ Ломоносовский фарфоровый завод


Автор Ирина Сотникова.

Использованная литература:
Никифорова Л.Р. Родина русского фарфора. — Л.: Лениздат, 1979.



При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на сайт "Русские наперстки" обязательна.



© Ирина Сотникова, 2004




///   на главную   ///   следующая   ///   наверх   ///  

Rambler's Top100