РУССКИЕ НАПЕРСТКИ

RussianEnglish
Главная
Новости
История
Настоящее
Художники
Заводы
Промыслы
Музеи
Рабочие
Статьи
Литература
Иностранные
Коллекция
Хранение
Публикации
Об авторе
Приложение
Гостевая

Константиновский дворец

    Еще в прошлом году собирались сходить в Константиновский дворец, был даже назначен день нашего "похода", но случайно узнала, что во дворце проходит масштабная реконструкция накануне саммита G20. Поход срочно отложили, заменив на другой. Спустя ровно год почти сразу после Константиновский дворец саммита, решили посетить место его проведения, пока там все с иголочки. Скажу сразу: поход удался! Хотя посещение Константиновского дворца имеет ряд особенностей. Самая главная: без экскурсии туда не попасть, но не все любят экскурсии, особенно такие строгие — очень тяжело фотографировать, лично для меня это важно. Но все по порядку. Хорошо, когда погода хорошая (масло масляное получилось), но такое счастье в Петербурге не всегда, поэтому, несмотря на дождь, мы отправились в Стрельну. Добраться туда можно разными способами. Мы выбрали автобус туда и трамвай обратно. Ехали от станции метро Автово — это самая красивая (так считается) станция метро Петербурга. Автобус останавливается рядом со дворцом, но сам дворец находится за высоким забором, чтобы туда попасть необходимо найти экскурсионное бюро. Это довольно просто для того, у кого есть карта местности. Если вдруг ее нет, то смело идите по дороге, перпендикулярной Санкт-Петербургскому шоссе (улица Глинки), вдоль ограды, а не в центральные ворота — они закрыты. На боковых воротах, тех, которые открыты, висит большой плакат "Дворец конгрессов", значит вы на верном пути. Дворец виден слева от вас. Впереди одноэтажное здание — экскурсионное бюро. Там находится касса, в которой продаются билеты на текущий день. Покупаете билеты на определенный сеанс (мы купили на ближайший, до него было два часа) и ждете начала экскурсии. Можно погулять по территории, можно посидеть в экскурсионном бюро, посмотреть фильм о реставрации, точнее о воссоздании Константиновского дворца. Мы успели сделать и то и другое, т.к. времени было достаточно. Что можно посмотреть на доступной территории? Во-первых, дачу Линдстрема, которая находится напротив экскурсионного бюро. Линдстрем был врачом великого князя Константина. Его дачу восстановили и устроили там Гранд-кафе, на втором этаже — экспозицию, посвященную саммиту G8, на третьем этаже президентскую столовую и музыкальный салон. На даче Линдстрема прошла неформальная встреча Путина и Буша, а также обед жен глав делегаций на саммите G8. Мы осмотрели дачу снаружи, т.к. она была закрыта. Надо заметить, что дача не подлинная, т.к. настоящая сгорела, чертежей не осталось, так что по всей видимости, дача эта полный новодел, интерьеры ее выполнены в современном стиле. Дачу можно рассматривать, как памятник уже современной истории. Затем мы обошли здание кругом — позади находится лестница довольно длинная — мы спустились, прошлись по дорожке и поднялись по симметричной второй лестнице. Справа от дачи осмотрели небольшую выставку машин, их всего две — запорожец Путина и электромобиль, которым пользовались участники саммита "Большой восьмерки" в 2006 году. Можно без помех фотографировать, воспользуйтесь этим, на экскурсии времени будет мало. Территория ухоженная, кругом цветы. Можно дойти до вип-коттеджей, мы туда не пошли, но люди, ожидающие экскурсий, там гуляли. В экскурсионном бюро продают сувениры, есть среди них и наперстки, которых довольно много, у меня такие имеются, правда. Наконец, пришла экскурсовод и, посчитав нас предварительно, повела на специальный КПП. Там мы прошли через рамку, сумки просветили как в аэропорту. Причем все это не формально, как в других музеях: идешь через рамку — звенит, ну и ладно. Заставляют вынимать все металлические предметы до последнего, чтобы ничего не звенело. Дальше надо идти за экскурсоводом, отставать не рекомендуется, хорошо, что у меня есть опыт съемки на бегу, когда надо идти быстро, например, на поезд и хочется снимать параллельно. Люблю такие репортажные снимки. Но тут еще экскурсовода нужно слушать, тяжело. Потом нельзя подойти к интересующему объекту, чтобы не отклоняться от маршрута, вот поэтому я не люблю экскурсии. Люблю ходить сама, а то, что рассказывает экскурсовод обычно знаю, хотя все равно экскурсоводов слушаю, закрепляю материал, да и вдруг что новое узнаю. Наша экскурсовод была хорошая, кстати. Экскурсия называлась "Возрожденный замысел великого Петра". Кроме этой есть еще несколько других экскурсий, а также экскурсия по парку, но ее проводят летом, в сентябре уже нет, экскурсовод объяснила, что холодно, хотя погода исправилась, выглянуло солнышко. Мы довольно бодрым шагом прошли через парк ко дворцу. Задержались на площади у памятника Петру и тут тадам! У меня сел аккумулятор. Вот так бывает, хорошо, что был запасной, пока перезарядила, очень быстро, кстати, надо было бежать во дворец. Кадров дворца и памятника Петру удручающе мало из-за этого, но они все же неплохие. Отличные кадры получились также, когда мы уже вышли с территории после экскурсии и пошли к Путевому дворцу Петра I: снимала через Главные ворота через решетку, стояла там до упора, думала, что меня попросят, там тоже имеется КПП, но ничего, все обошлось.

Теперь немного истории, совсем чуть-чуть. Самым первым на территории Стрельны был построен Путевой дворец Петра I. Через некоторое время начали постройку Большого дворца — здесь Петр планировал построить новый Версаль, но оказалось, что территория для устройства фонтанов неудобная, перепад высот небольшой и фонтаны самотеком не получатся. Впоследствии выбрали новое место и построили Петергоф. Первоначальный проект всего стрельнинского комплекса был создан французским архитектором Леблоном: дворец, верхний и нижний парк, каналы — все это начали строить, но архитектор скоропостижно скончался. После этого за основу приняли проект итальянского архитектора Микетти. Большой Стрельнинский дворец начали строить в 1720 году, но поскольку основное внимание стали уделять Петергофу, строительство забуксовало и Микетти покинул Россию. Отделку интерьеров не начали, после смерти Петра строительство остановилось, оно продолжилось только при Елизавете Петровне, когда Растрелли отделал несколько залов. Впоследствии Павел I подарил дворец своему второму сыну Константину, тому самому, который отказался от престола после смерти своего старшего брата Александра I, и престол перешел Николаю I. Тут произошло восстание декабристов, все же присягнули Константину, ну, вы помните. Короче говоря, Константиновский дворец своим названием обязан тому самому Константину. Интерьерами дворца занимались многие знаменитые архитекторы: Воронихин, но к сожалению пожар уничтожил его работу, затем дворец восстановил Руска. В середине 19 века дворец реконструировали Мейер и Штакеншнейдер. Вообще у дворца была трудная судьба. До 17 года все было неплохо, т.к. дворец принадлежал царской фамилии, после революции во дворце устроили детскую школу-колонию. Здание ветшало, после ремонта разместили курсы усовершенствования политсостава Балтийского флота. Очень сильно дворец пострадал во время 2-ой Мировой войны, он был разрушен, т.к. в Стрельне стояли фашисты. Потом здание отремонтировали и разместили Ленинградское Арктическое училище. В 90-е годы дворец пришел в упадок. Посмотрите фильм в экскурсионном бюро, все очень наглядно.

Во дворце экскурсия началась с гардероба, где можно оставить верхнюю одежду, рюкзаки и крупные сумки, дамские сумки можно взять с собой. Мы рюкзаки оставили, кстати, в экскурсионном бюро, там есть камера хранения, по парку шли налегке. Затем по лестнице поднялись на второй этаж. Осмотрели два самых больших зала дворца: первый зал называется Голубой, в нем во всю кипела работа, готовились к проведению торжества, кажется, свадьбы (во дворце кроме саммитов проводят разные мероприятия). Второй зал — Мраморный с огромным круглым столом для переговоров. В этом зале проходили все саммиты, включая G20. Площадь каждого зала свыше 300 квадратных метров, Голубой зал на 30 квадратных метров больше Мраморного. Оба зала восстановлены такими, какими они были в середине 19 века. К ним приложили руку несколько архитекторов: Микетти принадлежало общее планировочное решение, Руска придал отделке интерьеров классический характер, Штакеншнейдер избавил интерьер от классической строгости, сохранив лепной ампирный декор. Придворный архитектор Угрюмов по просьбе великой княгини Александры Иосифовны изменил цвет интерьера на голубой, так зал стал называться Голубым, в этом колористическом решении его и восстановили. Единственное, что добавили реставраторы — отделку позолотой, ее не было в исторических проектах, но как считается, такая отделка наиболее соответствует важным мероприятиям, которые проходят в Голубом зале. Что касается Мраморного зала, то он был полностью воссоздан по акварелям Штакеншнейдера и по фотографиям, сделанным в начале ХХ века. Напомню, эти два зала самые важные во дворце и восстановлены наиболее близко к подлинным интерьерам.

После этого мы поднялись по лестнице в зал, который называется Бельведер. Подобного зала в Константиновском дворце прежде не было, он предназначен для встреч в узком кругу, поскольку дворец теперь используется для проведения государственных мероприятий, видимо поэтому реставраторы позволяли себе некоторые отступления от оригинала. Что было на самом деле на месте зала Бельведер? Начнем с того, что он расположен под башенкой в центре дворца, которую построил Руска в 1804 году, затем в 1833 году в башенке бельведера был устроен пункт оптического телеграфа, связавшего Петербург и Кронштадт. А под башенкой был обычный чердак. Поэтому зал Бельведер по большому счету не испортил исторические интерьеры, которых не было. Зал оформили в стиле кают-компании с большим панорамным окном на Финский залив, стены отделаны черешневым шпоном, на полу выложено изображение розы ветров. Сохранена историческая лестница, ведущая на башенку, где был телеграф. В этом зале проходили встречи Путина и Буша, руководителей двух стран сфотографировали, сидящими в креслах на фоне исторической лестницы.

Осмотрев Бельведер, который нам очень понравился, мы спустились по лестнице для осмотра следующих залов: Троянского, гостиной Диониса, гостиной Минервы, которые находятся на втором этаже. Эти залы восстановлены в стилистике эпохи классицизма, то есть они не совсем подлинные, особенно Троянский зал. На его месте были апартаменты северной и южной анфилад (в западном крыле Константиновского дворца). Троянский зал - третий по площади (109 квадратных метров), его интерьер разработан в стилистике интерьеров Руска в Зимнем и Таврическом дворцах. Основные элементы: плафон, расписанный на темы Троянской войны, фризовая роспись, два симметричных камина с копиями античных бюстов Юлия Цезаря и Марка Аврелия. В Троянском зале проходят заседания Совета безопасности, встречи глав государств и т.д.
На месте Гостиной Диониса прежде была бильярдная, название небольшой зал получил по рельефным десюдепортам Диониса, которые использовал Руска (десюдепорт — декоративная композиция, расположенная над дверью). Плафон воссоздан по акварелям и фотографиям. На стене висит картина Айвазовского, это копия, подлинник в Русском музее, но на старых фотографиях видно, что прежде подлинник находился в Константиновском дворце.
Гостиная Минервы получила свое название в честь богини мудрости, которая запечатлена на плафоне в этом зале, плафон восстановлен по сохранившейся графической фиксации. Раньше в этой проходной комнате находился шкаф с вещами петровской эпохи, теперь гарнитур в стиле Людовика 16 и портреты владельцев: великого князя Константина Павловича и великого князя Константина Николаевича и его супруги — великой княгини Александры Иосифовны, той, что захотела, чтобы зал стал голубым.

Затем мы спустились по лестнице до цокольного этажа, где раньше была Дворцовая кухня, а также жилые комнаты прислуги. В настоящее время было решено разместить здесь несколько помещений неформального назначения в стиле петровской эпохи: Бильярдную, Фортунный покой, Голландский зал. Все комнаты отделаны деревянными панелями, полы — двухцветной плиткой, оконные откосы оформлены голландской плиткой, в окнах — витражи. Для освещения использованы люстры-паникадила. В Бильярдной стоит бильярдный стол современной работы. Следующее помещение — Фортунный покой (фортунка — настольная рулетка) предназначено для отдыха и игр, посредине зала находятся ломберные столики, в горке — чайный сервиз современной работы мастеров ИФЗ, украшенный гербом Дворца конгрессов. Центральное помещение Дворцовой кухни — Голландский зал или Трапезная. Во время саммита Большой восьмерки здесь проходил обед первых леди.
Экскурсия по дворцу подошла к концу. Я бы, возможно, многое не запомнила, но у меня был список залов Константиновского дворца, поняв, что осмотрели мы не все, подошла к экскурсоводу и уточнила, оказалось, что мы не осмотрели Итальянскую гостиную, Гостиную Наяд, Гостиную Сатиров, Музыкальную гостиную и Розовую столовую. Эти залы входят в другие экскурсии. Цветочную гостиную осмотреть не удалось, т.к. она была закрыта ширмами, там велись какие-то работы. Так что имейте в виду, что нам удалось осмотреть не все, но это обычная практика, редко когда удается осмотреть экспозицию музеев полностью, что-нибудь да не увидишь, мы уже привыкли, есть возможность вернуться, кстати.

Мы покинули дворец, обогнули его и вышли к фасаду, выходящему на залив. Там находится большая терраса. Вид на дворец загораживал свадебный шатер, все фотографы сердились, приходилось приспосабливаться. Вид на парк никто загородить не мог, к счастью. Парк Константиновского дворца — регулярный. Выглядит он очень красиво, не отказалась бы в нем погулять, но это в экскурсию не входило. По парку вообще никто не гулял, он абсолютно пустынный и громадный (думала, что он меньше). От саммита остались еще не разобранные временные сооружения, на них никто не сердился — все же это история, все дружно фотографировали. Но вот экскурсия закончилась, надо уходить, снова на бегу фотографирую то, что не успела по дороге во дворец. Уходила с грустью, не дали разгуляться в фотографическом смысле.

PS Мне, конечно, известно, что не все ценят Константиновский дворец, как архитектурный и исторический памятник. Новодел и точка. Но извините, если так рассуждать, то у нас многое новоделы: и Большой дворец в Петергофе, и Екатерининский дворец и Павловский дворец и Гатчинский тоже. Все восстановлено после войны. Ну, в этом случае говорят, что реставраторы были на высоте и тому подобное. А вот не соглашусь, вернее, конечно, реставраторы были на высоте, но современным реставраторам тоже надо отдать должное.

Автор Ирина Сотникова

29 октября 2013г.

При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на сайт "Русские наперстки" обязательна.

Константиновский дворец

Константиновский дворец

Экскурсионное бюро

Экскурсионное бюро

Дача Линдстрема

Дача Линдстрема

Запорожец Путина и электромобиль

Запорожец Путина и электромобиль

Константиновский дворец

Константиновский дворец

Константиновский дворец

Константиновский дворец

Ворота

Ворота

Константиновский дворец

Константиновский дворец

Фонтаны

Фонтаны

Константиновский дворец

Константиновский дворец

Голубой зал

Голубой зал

Мраморный зал

Мраморный зал

Мраморный зал

Мраморный зал

Мраморный зал

Мраморный зал

Бельведер

Бельведер

Бельведер

Бельведер

Бельведер

Бельведер

Троянский зал

Троянский зал

Троянский зал

Троянский зал

Гостиная Диониса

Гостиная Диониса

Гостиная Диониса

Гостиная Диониса

Гостиная Минервы

Гостиная Минервы

Гостиная Минервы

Гостиная Минервы

Бильярдная

Бильярдная

Фортунный покой

Фортунный покой

Голландский зал

Голландский зал

Голландский зал

Голландский зал

Временные сооружения саммита G20 (справа)

Временные сооружения

Нижний парк

Нижний парк

Нижний парк

Нижний парк

Нижний парк

Нижний парк

Нижний парк

Нижний парк

Нижний парк

Нижний парк

Нижний парк

Нижний парк

Верхний парк

Верхний парк

Канал

Канал

Водослив

Водослив

Константиновский дворец

Константиновский дворец

Константиновский дворец

Константиновский дворец



///   на главную  ///   следующая  ///   наверх  ///  

Rambler's Top100