РУССКИЕ НАПЕРСТКИ

RussianEnglish
Главная
Новости
История
Настоящее
Художники
Заводы
Промыслы
Музеи
Рабочие
Статьи
Литература
Иностранные
Коллекция
Хранение
Публикации
Об авторе
Приложение
Гостевая

Летний сад. Кофейный домик

    Все течет, все изменяется. Причем быстро. Вот казалось бы, только вчера, ну почти вчера разочаровалась в Летнем саду и в чем разочаровалась-то? Как посмели что-то изменить, ироды. Но ведь все течет, все изменяется. Просто какой-то замкнутый круг.
Это я к чему? К тому, что обосновать можно все что угодно грамотному человеку. Сейчас обосную свой обновленный взгляд на Летний сад. Свое Наперстки двурушничество преобразую в загадочный и таинственный флер аналогий, предпочтений и незримых импульсов, идущих неизвестно откуда прямо в ранимую душу ностальгирующего по былому индивидуума. Аналогии — вы замечали, что привычное воспринимается легче, а все новое всегда и во все времена принимается в штыки. Причем доходит просто до маразма. Например, в 19 веке совершенно серьезно утверждалось, что огромная (!) скорость железных дорог скверно влияет на здоровье. Уж не говорю про Эйфелеву башню, которую не воспринимали не только простые обыватели, но и великие современники. А наш памятник 1000-летию России в Великом Новгороде, как сообщали тогдашние газеты, свидетельствовал якобы о полном упадке художественности, ни больше ни меньше. Этот список можно продолжить. Предпочтения — вот тут поле широчайшее для подтасовок. Предпочитаю новое, но чтоб как старое выглядело непременно, а нам подайте обветшалое и исшорканное аутентичное чтоб. Нет, нет все вокруг новоделы, настоящего исконно-посконного совсем не осталось, пойду застрелюсь из рогатки. А незримые импульсы, ну тут уж сам бог велел, даже расписывать не буду. Вот снизошло. Снизошло и снизошло. Во сне приснилось. Почудилось. Улавливаете? Или слишком глубоко копнула?

Короче, изменила я мнение свое, да. Вот так бывает сплошь и рядом. Рядом и сплошь. И знаете, что забавнее всего? Я уже не помню старый сад. Не помню напрочь, совсем. Случайно увидела старую фотографию и говорю: вот оно как было. Странно, очень странно. А привыкла потому что. Привыкла к новому саду. Быстро привыкла. Хотя и была в новом саду всего один раз.


В общем однажды взяла и предложила: а давайте в Летний сад снова пойдем? Причину выдвинула вескую, материальную: говорят, что скоро Летний сад сделают платным. Не платили мы за Летний сад, вот еще. Пошли на халяву сходим. Надо сказать материальное не возымело особого действия, с неохотой Наперсткивсе пошли, со скрипом, даже сам зачинщик похода. Но погода уж больно была хороша, а это редкое явление в нашем городе — хорошая теплая погода в мае.
Пришли мы в Летний сад. Народу как-то мало совсем, фонтаны еще не работают, листва нежная, все как-то воздушно. Даже зеленые решетки в Летнем саду, которые мы сильно невзлюбили в прошлый раз — точь в точь как в Версале, только лучше (у нас лучше). И вот не выдумываю ничего: идем по аллее, навстречу женщина с мужчиной идут беседуют, вернее женщина говорит, а мужчина слушает, громко так говорит на весь Летний сад: "Париж мне совсем не понравился"... Я чуть не засмеялась, но сдержалась еле-еле. Мы тоже постоянно сравнивали Париж с Петербургом. И как-то не впечатлил нас Париж, разочаровал в некоторой степени, а потому что ждешь бОльшего, а не надо ничего ждать, вот не надо и все, тогда Париж понравится. Не хочу сказать. что и от Летнего сада нечего чего-то ждать, пришли, погуляли, деревья же в центре города, статУи, чего вам еще (чуть не написала — собаки) надобно. Да, насчет статУй. Решила запечатлеть все статуи Летнего сада, в прошлый раз такой задачи не было. К сожалению, не все получилось хорошо, снимать белые статуи на солнце тяжело, так что еще надо будет сходить как-нибудь, кое что перефотографировать.
Пришла на данном этапе к такому мнению: есть вещи, которые испортить нельзя, как ни старайся. Таких вещей или явлений немного, но они есть всегда. Одно такое явление — это Летний сад, его испортить невозможно, даже если вырубить на корню (как ни странно): мы придем и скажем — а здесь Летний сад был, мы его любили, он у нас в памяти остался. Но такого, надеюсь, не произойдет, не при нашей жизни.
Как-то очень душевно погуляли мы в Летнем саду. Надо сказать кое-что в нем изменилось: например, Летний дворец Петра встал на реставрацию, к нему вообще не подойти, все огорожено. В Зеленом кабинете Фаворитка устроили большую детскую песочницу. В Красном саду вместо овощей растут тюльпаны, ну конечно же красного цвета. Неработающие фонтаны тоже красивы, на удивление. Или если уж нравится, то все подряд, не знаю. Кое-что не поддалось изменению, например, наш любимый фонтан Нереида. У нас возникла традиция — сидеть позади нее и медитировать. В Голубятне в музее Летнего сада наперстки и ножницы как лежали так и лежат среди других экспонатов, забежала посмотреть. Ну и тадам! Новый швейный экспонат в Летнем саду, из-за которого затеяла эти заметки. Долго к сути шла, да? Растекаясь мыслью по дереву. Так вот. Швейный экспонат там на постоянной основе, судя по фотографиям в инете. Он входит то ли в рекламу, то ли в инсталляцию посреди Летнего сада у Кофейного домика. Собой представляет металлическое подстолье от швейной машинки Зингер, на которое положена мраморная на вид доска. Этот изящный швейный столик служит подставкой для старинных предметов — фонаря, часов, стакана. Это в нашем случае. Предметы на столе вообще-то меняются, стол стоит зимой и летом. Вообще немного удивилась сему предмету в Летнем саду, но это потом, когда разглядывала свои фотографии. Обычно снимаю все подряд с полным отключением головы, только ракурсы и красивые годные картинки занимают мыслительную деятельность, поэтому расследованием — зачем, для чего этот столик в Летнем саду прямо скажем ни к селу и ни к городу — занялась позднее. Что удалось выяснить: в Кофейном домике расположилось джазовое арт-кафе. Можно выпить что? Правильно, чашечку кофе и послушать джаз. Все такое неформальное, задушевное, поэтому видимо и стилизованная под швейный столик реклама-инсталляция. Но это мое мнение, конечно, так как в Кофейный домик по своей дурости (пардон) не зашла. А вообще любителям истории сообщу следующее: на месте Кофейного домика при Петре был расположен Грот — такое здание с куполом посередине, оно впоследствии обветшало и его перестроили в Кофейный домик (1826 год, архитектор К.Росси), причем использовали фундамент и стены Грота. В Гроте, кстати, был фонтан и водяной орган. Кофейным же домик назвали потому, что в нем была расположена кофейня со вкусной выпечкой в 19 веке. Для любителей тайн и ужасов добавим, что под Кофейным домиком были обнаружены подземные тоннели, куда они ведут до сих пор неизвестно, предполагайте, пожалуйста, сами. Например такое романтичное предположение, сама придумала. Как известно, у Анны Леопольдовны (матери царя-младенца Иоанна Антоновича) был фаворит — посланник Саксонии в России Мориц Линар. Эта самая мать жила в Летнем дворце Петра, любовник жил в соседнем здании. А почему бы им не воспользоваться подземным ходом, романтика же? Правда, не уверена, что он мог жить в Гроте. Все равно, не удивлюсь, если эта легенда только что придуманная мной в том или ином виде не пойдет в народ. А чем черт не шутит. За Гротом, кстати, на одной старинной картине видела небольшой дом неизвестного предназначения, может быть, фаворит жил там? Да даже если и не там, и не он вовсе жил, какая разница. Какие-то любовники встречались в подземном ходе (или ходу?). Думайте сами или придумывайте, простор для фантазии же. На самом деле объяснение этого подземного хода будет до жути прозаическим: уборщики хранили там веники, например. Или по траншеям поступала вода в водяной орган, который был устроен в Гроте. К сожалению, нам не узнать. Или к счастью.


Автор Ирина Сотникова


23 июня 2016г.




Начало: Летний сад. Из пейзажного в регулярный


Продолжение: Летний сад. Обновление



При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на сайт "Русские наперстки" обязательна.

Кофейный домик

Кофейный домик

Кофейный домик. Швейный столик

Кофейный домик

Кофейный домик. Швейный столик

Кофейный домик



///   на главную  ///   следующая  ///   наверх  ///  

Rambler's Top100