РУССКИЕ НАПЕРСТКИ

RussianEnglish
Главная
Новости
История
Настоящее
Художники
Заводы
Промыслы
Музеи
Рабочие
Статьи
Литература
Библиотека
Иностранные
Коллекция
Хранение
Публикации
Об авторе
Ссылки
Приложение
Гостевая

Наперсток с двумя именниками

     Наперстки часто загадывают загадки,которые довольно сложно разгадывать, но попытаться все равно стоит. Вот, например, такая загадочка: серебряный наперсток с двумя именниками. Замечу, рис.1 что случается, что именников (то есть клейм изготовителей) на наперстке может не быть. Пробирное клеймо бывает почти всегда (это вообще-то даже противозаконно — отсутствие пробирных клейм на изделиях из драгоценных металлов, хотя встречается и такое). Так вот, речь пойдет совершенно о другом случае: клейма есть и их немало. Во-первых, пробирное клеймо — с метрической пробой 875 и знаком удостоверения — голова рабочего. Это значит, что наперсток был заклеймен в 1927-1958 годах. Далее первый четкий именник — ЛЮТ. Пока все хорошо. Но между этими двумя клеймами вклинилось еще одно клеймо, меньшего размера и не такое четкое, как первое с буквами ЛЮ и цифрой, похожей на 7. Что это значит? Это клеймо Ленинградской ювелирно-часовой фабрики 1957 года (с учетом пробирного клейма). А клеймо ЛЮТ ставилось по сведениям Н.Г.Троепольской в 1923-1926 годах, хотя в Указателе клейм того же автора стоит другой промежуток времени 1921 -1927. После 1927 года клеймо ЛЮТ в Указателе не прослеживается.
Короче говоря, такое сочетание клейм должно нас насторожить, т.к. на подделках могут быть вот рис.2 такие невозможные сочетания клейм. Получается, что наперсток изготовили в двадцатые годы, а затем зачем-то заклеймили еще раз или сделали в 1957 году, а затем каким-то образом заклеймили гораздо раньше. Без машины времени такое невозможно. В общем мы сами можем "заклеймить" этот наперсток подделкой и успокоиться. И совершенно напрасно, т.к. наперсток настоящий. Бывают вот такие казусы.
Тогда начнем сначала. Наперсток с эмалью, типичной формы для подобных наперстков с клеймом ЛЮТ, безусловно был выполнен в первой трети XX века, наперстки 50-х годов того же века выглядят иначе, т.к. поменялся стиль украшения эмалевых наперстков и их форма. Тогда откуда могло появиться клеймо ЛЮ7? Будем разбираться. Рассмотрим клеймо, оно не совсем четкое — а ЛЮ7 ли там написано? Эта семерка очень похожа на Т, возможно, клеймо не ЛЮ7, а ЛЮТ, только не очень четкое. Такой вывод кажется логичным, так как у автора есть уверенность во времени изготовления наперстка — первая треть XX века. Теперь подумаем, почему на наперстке два одинаковых клейма? Тут возможны варианты. Первое клеймо нечеткое, заклеймили повторно. Но это маловероятно. Может быть другое предположение: разночтение с самим клеймом ЛЮТ. Не только время существования у одного автора (Троепольской), но и его расшифровка у разных авторов различна. Например, в капитальном труде Троепольской это клеймо однозначно расшифровывается, как Ленинградское ювелирное товарищество, образованное в 1923 году и реорганизованное в 1926 году, но как мы помним, в Указателе клейм стоят другие цифры: 1921-1927гг. В статье В.В.Скурлова такая расшифровка называется ошибочной и предлагается другая версия: Ленинградское ювелирное товарищество не существовало в природе, а было в наличии только Московское ювелирное товарищество (МЮТ), которое действовало и в Ленинграде тоже. А ЛЮТ — это Ленювелирторг, появившийся в 1927 году. Поскольку пробирное клеймо на наперстке 1927-1958 года, ЛЮТ — это Ленювелирторг по Скурлову или Ленинградское ювелирное товарищество по мнению Троепольской. Далее по мнению Скурлова при ленинградском отделении существовала крупнейшая с СССР ювелирно-часовая фабрика, расположенная в Гостином дворе, основу которой составили мастерские известного ювелира Морозова. Возможно, наперсток был изготовлен в этих мастерских, тогда получается, что одно клеймо — это клеймо изготовителя, а второе уже торговой организации. Конечно, эта версия выглядит немного фантастично. Все же клеймо должно быть одно. Но данная цепь рассуждений позволила нам выяснить возможное место изготовления наперстка.
У нас имеется и более прозаическая версия: наперсток был изготовлен в бывших мастерских Морозова в первой трети XX века, затем побывал в ремонте на Ювелирно-часовой фабрике в 1957 году и там был подвергнут клеймению повторно, т.к. в Основных требованиях, предъявляемых к изделиям из драгоценных металлов, предназначенным к клеймению 1954 года сказано, что изделия как новые, так и реставрированные должны иметь именник предприятия с цифрой года изготовления или реставрации. Таким образом, после реставрации ставилось клеймо-именник предприятия на реставрируемом изделии. Правда, такое объяснение почти лишено интриги, вам не кажется? Короче говоря, можно выбрать любую из версий, какая больше понравится. Автор, пожалуй, выбрал самую вероятную, последнюю. А наперсток с двумя именниками позволил глубже вникнуть в ювелирную тему.

Автор Ирина Сотникова
Фотографии наперстка из коллекции В.Клещинова

Использованная литература:
Троепольская Н.Г. "Клейма на изделиях из драгоценных металлов 1917–2000 гг. (СССР – Россия)", — М.: Collector's book, 2005.
Скурлов В.В.Старейшее в России предприятие ювелирной торговли


При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на сайт "Русские наперстки" обязательна.




///   на главную  ///   следующая  ///   наверх  ///  

Rambler's Top100