РУССКИЕ НАПЕРСТКИ

RussianEnglish
Главная
Новости
История
Настоящее
Художники
Заводы
Промыслы
Музеи
Рабочие
Статьи
Литература
Библиотека
Иностранные
Коллекция
Хранение
Публикации
Карта сайта
Об авторе
Ссылки
Приложение
Гостевая
Форум

Китайский фарфор

    Когда был изобретен фарфор в Китае? Этот вопрос неоднозначен. Сами китайцы считают временем его возникновения период Хань (206г. до н.э. — 221г. н.э.), но в европейском понимании этого слова изобретение фарфора относят к периоду Тан (618-907), конкретнее к 9 веку (объяснить это можно тем, что китайские исследователи считали настоящим фарфором глиняные изделия, слегка отличающиеся от ранее известной ханьской керамики). В этот период (Тан) широко применялись свинцовые глазури — зеленая, бирюзовая, янтарно-желтая и пурпурно-коричневая. Появились и шпатовые глазури рис.1 рис.2 — белая, коричневато-серая, шоколадно-коричневая, пурпурно-черная, зеленая. Часто они накладывались пятнами одна рядом с другой и отличались большой яркостью. Форма изделий иногда напоминала зарубежные изделия — греческие амфоры, например. Также ощущалось влияние изделий из бронзы. Приемами декорирования керамических изделий были гравировка, вырезанные или отформованные рельефные рисунки.
В следующий период — Сун (960-1279) приемы декоративной обработки достигают наивысшего развития. Формы изделий отличались простотой и уравновешенностью. Шпатовые глазури приобрели приглушенную окраску и нежнейшие оттенки красного, пурпурного, голубого, зеленого цветов. Метод их применения отличает эти изделия от других периодов — ножки или основания предметов не покрывала глазурь, богато переливающаяся и создававшая особый эффект. Важным элементом украшения предметов этого периода является цек — мелкие трещинки, покрывавшие монохромные изделия (рис.1). Этот прием, вначале появившийся вероятно как дефект при обжиге, в дальнейшем использовался сознательно в декоративных целях. В периоды Тан и Сун существовало множество керамических мастерских, многие из которых изготавливали фарфоровые изделия. В Европе большую популярность имели толстостенные изделия с сероватым черепком, покрытые зеленоватой глазурью нежных оттенков, произведенные в провинции Чжэ-цзян, в округе Лун-цюань (рис.2). Роспись в это время уступала место гравировке, лепке и формовке с частичной разрисовкой. Только в одном месте — в городе Цы-чжоу провинции Хэ-бей применяли подглазурную роспись коричневой краской (рис.3).
В период монгольского владычества при династии Юань в 13-14вв. продолжились традиции рис.3 рис.4 предыдущего периода. Иноземными влияниями объясняют появление яркой бирюзовой глазури. В Цы-чжоу (провинция Хэ-бей) ее применяли в сочетании с черной подглазурной росписью — сюжетами были сцены с человеческими фигурами в обрамлении сложных орнаментов, такая роспись существовала и в дальнейшем при Минской династии (рис.4). Другим новшеством было появление изделий с синей (кобальтовой) подглазурной росписью — техники, появившейся с Запада. Многочисленные черепки с такой росписью позволяют отнести ее к 14 веку. С этого времени на первый план выходит фарфор с его белой поверхностью, позволяющей применять живопись для декоративных целей.
Монгольское владычество закончилось изгнанием, императором стал лидер повстанцев, основавший новую династию Мин (1368-1644). Новый император обратил внимание на развитие художественных ремесел. Производство фарфора сконцентрировалось в Цзиндэчжене, в провинции Цзян-си, этому способствовали огромные залежи сырья в его окрестностях. Первый императорский завод был основан еще в 1004 году. Во второй год правления новый император строит новый завод, число печей которого достигает двадцати. Основные императорские заказы, а также поставки на внешний рынок поступали на этот завод. Минские императоры предъявляли высокие требования к качеству изделий. В изделиях монохромного фарфора продолжали совершенствоваться декоративные приемы сунского периода, цветные глазури отличаются яркостью и насыщенностью, особенно популярны желтая и бирюзовая глазури с трещинками цека. Часты заимствования из бронзы — ее формы и орнаменты (рис.5).
От монохромной росписи произошел переход к полихромной. Для минского периода началом рис.5 рис.6 явилось применение глазури нескольких цветов. Те же глазури начинают применять для росписи по неглазурованному обожженному черепку крупным рисунком. Палитра была невелика: бирюзовая, желтая, зеленая, лиловатая и коричневая глазури, применяемые иногда по две или три в одном предмете. Впоследствии эти глазури или эмали развиваются в новые группы с названием "эмали по бисквиту".
Синяя подглазурная роспись по фарфору очень широко применяется в тот период, сначала используется импортный кобальт, затем был найден местный, который вытеснил более дорогой привозной. Фарфор с синей росписью особенно усовершенствовался в начале 15 века (рис.6). Иногда вместе с кобальтом применялась красная подглазурная краска, отличавшаяся кирпичным оттенком. Частым сюжетом такой двухцветной росписи были драконы среди цветов и облаков (рис.7). Затем эта краска выходит из употребления, т.к. заканчиваются ее запасы, поэтому стали применять надглазурную из окиси железа, более яркую и простую в применении.
Полихромные росписи выполнялись несколькими красками — красной и зеленой эмалью, с добавлением желтой поверх обожженной глазури. Тематика росписей была очень разнообразна: рис.7 рис.8 растительные мотивы — чаще всего стилизованные лотосы и пионы, изображения рыб, морских коней, драконов, фениксов, аистов, ланей. Значительное место занимают изображения людей, детей, мифологических существ. Наивысшего расцвета полихромная роспись достигла в 16 веке — появился интерес в изображении пейзажа (рис.8). Другое направление в построении композиции: главные темы разделяются или обрамляются геометрическими орнаментами, помещенными в горизонтальные пояски или вертикальные полоски. В этих орнаментах преобладает железистая красная эмаль, сюжеты часто заимствуются со старых китайских тканей.
Завоевание Китая маньчжурами и основание династии Цин (17-19вв.) укрепило феодальные отношения и расширило территорию государства. Рост морской торговли, а также интерес к фарфору императоров привел к подъему фарфорового производства. В отличии от предыдущих периодов, формы изделий усложняются. В декоре появляется множество мотивов, особенно в росписи кобальтом и так называемом "зеленом семействе" — изделиях, расписанных эмалями, среди которых преобладает изумрудно-зеленая эмаль. Сложные многофигурные сцены, мелкие растительные мотивы отличаются продуманной композицией.
При Цинской династии концентрация производства фарфора в Цзиндэчжене усилилась. По распоряжению императора Кан Си в 1674-1678гг. перестраивается императорский завод, рис.9 рис.10 разрушенный о время восстания против маньчжур. Завод получает огромные дворцовые заказы, частное производство тоже растет за счет внешних рынков. Вновь начинается подъем фарфоровой промышленности. Среди производственных центров провинций выделяются заводы в местечке Дэ-хуа в провинции Фу-цзянь. Они выделялись исключительной тонкостью, среди изделий преобладали фигурки божеств и зверей, а также миниатюрные вазочки (рис.9).
Фарфор с синей подглазурной росписью периода Кан Си отличается глубоким синим тоном, богатством оттенков, белым почти просвечивающимся черепком. Роспись выполняется также, как в Минский период: контур рисунка отличается тонкостью линий, однотонные поверхности заливаются жидкой краской с помощью кисти. Широко используется синий фон при оставлении рисунка белым резервом. Например, в округлых вазах, предназначенных для новогодних подарков, на синем фоне оставленные резервом белые цветки сливы (рис.10). В связи с рис.11 рис.12 усложненностью форм изделий становится сложнее декорировать изделия, но мастера прекрасно справляются с этой задачей. Изображения заполняют пространство и выглядят очень естественно, будь это дракон, свернувшийся в сложный узел или ветки цветущего дерева, как будто окруженные воздухом. Изображения человеческих фигур, которые встречались и в Минский период, теперь окружены реальной средой. Люди изображаются в доме или чаще среди пейзажа. Многие пейзажи копировались с произведений сунской и минской станковой живописи. Китайский пейзаж отличается от европейского тем, что он изображен не с натуры, а в своей собственной манере, как бы глядя сверху иногда в несколько планов, линия горизонта и падающие тени отсутствуют. На фарфоре с округлыми формами у изображения нет начала и конца, но нередко пейзаж помещается на одной или нескольких плоскостях граненых поверхностей, с чередованием цветов, реже надписей, характерных для конца 18 века. Тематика росписей разнообразна — придворные сцены, мифологические и исторические сюжеты.
Полихромная роспись фарфора, возникшая в 16 веке, при Кан Си развивается дальше. Сохраняются минские типы с ограниченным количеством красок, но роспись более изящная и изощренная (рис.11). Из Минской полихромной росписи развивается новый тип, обогащенный надглазурной синей эмалью двух оттенков, зеленовато-коричневой краской, применением золота. Различные рис.13 рис.14 вариации этой росписи в Европе называют за преобладание зеленой краски "зеленым семейством". Более ранняя роспись в гамме "зеленого семейства" композиционно отличается широкими, смелыми построениями с наличием реалистических черт: преобладают изображения скал, над которыми вырастает дерево сливы, пушистые пионы, над водой поднимаются лотосы, среди которых видны две птички или насекомые, причем все изображалось с большим натурализмом вплоть до изображения изъянов, например, нанесенных улиткой дырочек на листьях лотоса (рис.12).
Роспись, разделяющаяся на фоновую и в резервах, наблюдалась уже в Минскую династию, но при Цинской она имела ряд особенностей: простое разграничение отдельных сюжетов перерастает в сплошной фон с резко выделенными резервами или медальонами для другой темы, нередко выполненной в другой красочной гамме (рис.13). Рисунки фона очень разнообразны: роспись из зеленого поля с черными точками, на котором расположены красные и золотые цветы иногда бабочки богатой окраски; спиралевидный коричнево-черный очень мелкий узор, по которому разбросаны красные или золотые пионы или другие цветы; геометрический орнамент, например, пестрая сетка из соединенных восьмигранников и квадратиков или из пересекающихся линий, образующих ромбовидный узор.
В отдельную группу следует выделить роспись сюжетов с изображением фигур, в основном на мифологические темы, а также иллюстрации к литературным произведениям.
Гамма "зеленого семейства" применялась также и для росписи неглазурованного фарфора (бисквита), причем после обжига получались более глубокие тона, чем на глазурованном фарфоре. Появление в этой группе черного фона, покрываемого зеленой глазурью, на котором эффектно выделяются изображения цветов, скал, птиц привело к образованию новой группы, условно названной "черным семейством" (рис.14).
Монохромные изделия, изготовленные в минских традициях, близки к своим прототипам. Особенно рис.15 рис.16 следует выделить красную монохромную глазурь, отличающуюся разнообразием оттенков с мельчайшими трещинками глазури (рис.15). Немного позднее с помощью изменения обжига при высокой температуре получали необычные оттенки, переходящие от красно-лилового к серебристо-голубому на одном и том же предмете, такие изделия в Европе называли "пламенеющей глазурью" (рис.16), а ярко-красные — "цвет бычьей крови". Помимо монохромных глазурей во времена Кан Си появляется новый способ изготовления синих монохромов путем разбрызгивания кобальта кистью или через бамбуковую трубочку до глазуровки на необожженную поверхность. Эта группа получила название синий "напудренный" или "разбрызганный". В большинстве случаев после обжига предметы расписывали золотом поверх синего скалами, цветами и птицами, иногда в обрамлении рис.17 рис.18 геометрического узора (рис.17, 18). Этот же синий цвет использовался как фоновый в росписи с резервами в гамме "зеленого семейства" (рис.19).
В период короткого правления императора Юн Чжэна (1723-1735) появилась новая розовая эмаль, которая оттеснила типы, характерные в эпоху Кан Си. Эта яркая розовая краска вместе с лимонно-желтой и белой эмалями с целой серией старых эмалей, ставших более бледными, вошла в употребление и эта группа получила название "розовое семейство". Эта гамма существует до настоящего времени, но до конца 18 века такой фарфор отличался большой декоративностью. Сюжеты уже знакомые: скалы, цветы, птицы, значительное место занимают жанровые и мифологические сцены (рис.20). Усовершенствование техники изготовления позволило выполнять тонкостенный фарфор с просвечивающимися стенками, так называемый фарфор "яичная скорлупа" (рис.21). Роспись рис.19 рис.20 тонкостенного фарфора часто производилась в гамме "розового семейства", но характер ее меняется с возникновением новых орнаментальных мотивов: геометрическая сетка, появившаяся еще в эпоху "зеленого семейства", приобретает много вариантов. Она обрамляет центральную тему — фигурную или цветы — делится на сегменты, окрашенные бледно-розовой, бледно-голубой, бледно-желтой эмалями поверх заполняемых тонким контурным рисунком разных видов плетения, спиралек, мелких кружков и т.д. Применяется черный линейный рисунок не только для обрамления росписи, но и для центрального изображения, что связано с европейским влиянием.
На время правления императора Цянь Луна (1736-1795) приходится последний подъем в развитии фарфорового производства в Китае. Его особенностью является изготовление предметов, подражающим по форме и цвету глазури бронзе, а также новые виды орнаментации — довольно мелкий рис.21 рис.22 стилизованный растительный орнамент, перенесенный с вышивок (рис.22). Но самое главное — зависимость изготовителей от широкого внешнего рынка. С 1757 года Кантон оставался единственным портом, открытым для иностранных купцов, поэтому нерасписанный фарфор посылали из Цзиндэчженя в мастерские Кантона, где он расписывался, чтобы быть в контакте с заказчиками. Формы и росписи фарфора приспосабливали к иностранным образцам. Первые европейские сюжеты имели религиозный характер: изображение Христа, но и светская тематика имела место. Широко распространился обычай заказывать в Китае фарфор с изображением гербов знатных семей (рис.23). Копирование европейских гравюр и рисунков, а также изображение европейцев с натуры было не механическим, а перерабатывалось, стараясь подчинить изображение форме. Художники вводят ряд новых приемов, не характерных для китайского рис.23 рис.24 искусства фарфора, например, штриховка или точечная техника. От этого периода в России сохранились аптекарские сосуды, которые заказал Петр I (рис.24,25), а также много тарелок с русским гербом.
Для стран Ближнего Востока изготавливались изделия с китайской росписью, но специфической формы (ароматники, курильницы) с арабскими или персидскими надписями. Для Средней Азии изготавливались в основном пиалы и тарелки со своеобразной росписью — крупные пионы, хризантемы, плоды непохожие на то, что привычно для китайского фарфора (рис.26). Фарфор для Сиама имеет изображение буддийских божеств и т.д.
Характерной чертой фарфоровой росписи китайских изделий вплоть до 19 века является высокое художественное качество, гармоничная связь между формой предмета и покрывающим его декором.
В 19 веке фарфоровое производство Китая теряет положение лидера, т.к. европейские рис.25 рис.26 производители стали конкурентоспособными. Продолжаются старые традиции, перерабатываются старые формы и росписи, на одном предмете соединяются разнородные живописные стили, например, бессистемное соединение селадоновой глазури с разбросанными по тулову вазы рельефными изображениями, расписанными подглазурным кобальтом. Роспись "зеленого семейства" и "розового семейства" много теряет в сравнении с более ранними. В большом количестве изготавливаются массивные вазы для чая с росписью в гамме "розового семейства", фон этих ваз состоит из сплошной сетки цветов и плодов с театральными (в основном) сюжетами в резервах. Все вышеизложенное показывает значительный упадок китайского фарфорового производства.


Автор Ирина Сотникова

21 ноября 2010г.

Использованная литература:
Кречетова М.Н., Вестфален Э.Х. Китайский фарфор. — Л.: Государственный Эрмитаж, 1947.




При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на сайт "Русские наперстки" обязательна.


© Ирина Сотникова, 2010




///   на главную  ///   следующая  ///   наверх  ///  

Rambler's Top100