РУССКИЕ НАПЕРСТКИ

RussianEnglish
Главная
Новости
История
Настоящее
Художники
Заводы
Промыслы
Музеи
Рабочие
Статьи
Литература
Иностранные
Коллекция
Хранение
Публикации
Об авторе
Приложение
Гостевая

Наперсток Ахматовой

    Наперсток Ахматовой — вещь, кажется, мифическая, хотя он и существовал на самом деле. Думаете, здесь есть противоречие? Позвольте с вами не согласиться. Само словосочетание "ахматовский наперсток" Ахматова звучит как-то неубедительно, особенно для специалистов (не наперсточного дела, разумеется, а для литературоведов и музейных работников). Ведь широко известно, каким неприспособленным к обычной жизни человеком она была, как и всякий поэт, разумеется (вспомните Цветаеву). А наличие наперстка предполагает какую-то домовитость, обустроенность, хозяйственность, наконец. Вот почему так недоверчиво поглядывали на меня все те, к кому пришлось обращаться по этому поводу. Мне уже и самой стал казаться почти что кощунственным этот поиск. Не потому ли, несмотря на определенный прогресс (помогли все же добрые люди!), непродолжительные "раскопки" были напрочь заброшены. Подумалось, что удачной находкой вожделенного наперстка можно бросить тень, пусть и легкую, на сложившийся образ поэта.
    Несмотря на все вышеизложенное, все же осмелюсь хотя бы частично осветить швейную тему в жизни и творчестве Ахматовой. Возможно, вы удивитесь, но она упоминает о наперстке в своих воспоминаниях. Правда, тот наперсток принадлежал ее бабушке Анне Егоровне Мотовиловой, в честь которой и назвали будущую поэтессу. "... ее наперсток я не могла надеть, хотя у меня были тонкие пальцы" — вот дословная выдержка из воспоминаний Анны Андреевны, наверное отсюда и началась легенда об ахматовском наперстке. Куда он потом подевался, нам не известно: в то бурное время сохранить что-то даже очень памятное было не просто. Как известно, Ахматова не слишком ценила вещи, и это еще мягко сказано! Она легко расставалась даже с любимыми вещами, дарила их окружающим ее людям. Вероятно, бабушкин наперсток поэтесса сохранила бы (как некоторые другие памятные для нее вещи), но, видно, не судьба.
    Рукодельная тема встречается в стихах Ахматовой не слишком часто — в основном это вышивка. Приведу одно маленькое стихотворение 1911 года из книги "Вечер":

Мурка, не ходи, там сыч
На подушке вышит,
Мурка серый, не мурлычь,
Дедушка услышит.
Няня, не горит свеча,
И скребутся мыши.
Я боюсь того сыча,
Для чего он вышит?

В стихотворении "Венеция" 1912 года из книги "Четки" есть строчка "С книгой лев на вышитой подушке", в поэме "У самого моря" 1914 года из книги "Белая стая" сестра героини вышивала плащаницу:

С детства сестра ходить не умела,
Как восковая кукла лежала;
Ни на кого она не сердилась
И вышивала плащаницу,
Бредила даже во сне работой;
Слышала я, как она шептала:
"Плащ Богородицы будет синим..."

    Почему-то сложилось мнение, что Ахматова совсем не умела шить. Думаю, это потому, что мы привыкли мыслить стереотипами. Поэт? Значит витает в облаках, не от мира сего, парит над грешной землей и тому подобное. Анна Андреевна училась в Царскосельской женской гимназии, предположу, что рукоделию ее обучили именно там. В XIX - начале XX веков большое значение придавалось умению учениц шить, вышивать, штопать. Есть свидетельство (из воспоминаний М.Л. Козыревой) тому, что Ахматова умела штопать, причем виртуозно. Когда арестовали ее сына Льва Гумилева (в ноябре 1949 года), Анна Андреевна пришла в дом к Н.В. Варбанец, у которой жила М.Л.Козырева, и велела сжечь все свои рукописи, после этого, поджидая Наталью Васильевну "попросила, чтобы я принесла ей что-нибудь поштопать. Я дала ей чулок — очень рваный и, по-моему, без пары. И она его настолько филигранно заштопала: я даже не знала, что такие чудеса штопки существуют в природе. Я его долго хранила.". Жаль, что этот чулок все же был утрачен, мать Натальи Васильевны его нечаянно выбросила. Хотя боюсь, что и поместив этот чулок в витрину музея Ахматовой в Фонтанном доме, никого ни в чем убедить не удалось бы, ведь люди всегда видят то, что хотят увидеть. Знаменитый ахматовский черный шелковый халат с глубокой прорехой на боку настолько запал в память современников и потомков, что случайная утрата заштопанного поэтессой чулка, кажется совершенно закономерной.


Автор Ирина Сотникова

Использованные материалы:
Анна Ахматова. Стихи и проза. — Л.: Лениздат, 1976.
Бунатян Г.Г. Город муз. — Л.: Лениздат, 1987.

Сайты:
http://www.akhmatova.org
www.utoronto.ca (Статья Ольги Рубинчик "Das Ewig-Weibliche в советском аду".)

При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на сайт "Русские наперстки" обязательна.



Мариинская женская гимназия

г.Пушкин (Царское село),
Леонтьевская ул., 17.
Мариинская женская гимназия

Мариинская женская гимназия



///   на главную  ///   следующая  ///   наверх  ///  

Rambler's Top100